Белорусам показали Минск, который можно любить

Источник материала:  
23.09.2013 09:24 — Новости Культуры

Субботним вечером в галерее «ЦЭХ», что разместилась в помещении бывшего креативного кластера МЕ100, состоялось открытие выставочного проекта «Минск: (Ре) конструкция». Кураторы Виталий Щуцкий и Илона Дергач собрали под одной крышей известные проекты 25 белорусских художников, которые с помощью фотографии, живописи, перформанса, арт-инсталляций и стрит-арта исследуют пространство и повседневность белорусской столицы. Посетив выставку, считает Илона, можно наконец-то полюбить Минск и начать в нем жить, а не просто передвигаться от дома до работы и обратно. 

Белорусам показали Минск, который можно любить
 
Кураторы выставки Виталий Щуцкий и Илона Дергач

Работы и проекты, представленные зрителю, охватывают белорусское актуальное визуальное искусство длинной в 40 лет. Виталий Щуцкий подчеркивает, что здесь «соединились соцреализм, неофициальное и актуальное белорусское искусство».

Участниками проекта стали такие именитые мастера как Артур Клинов, Алексей Лунёв, Ольга Сазыкина, Сергей Шабохин, Михаил Гулин, Алесь Пушкин, Олег Юшко, Сергей Жданович, Игорь Савченко, Марина Напрушкина, Сергей Кирющенко, Алексей Иванов, Ирина Мощенская, «Лена красит», ДимаDream. 

Белорусам показали Минск, который можно любить
 
Белорусам показали Минск, который можно любить 
Фотоальбом Артура Клинова «Город Солнца»

Выставка предлагает взглянуть на Минск как на эстетическую реальность, которую создают не только архитектура и городское планирование, но и белорусские художники. «Если город неожиданно исчезнет, то его не составит труда реконструировать, опираясь на современную фотографию, перфоманс, живопись, арт-инсталляции и стрит-арт», — уверены кураторы.

Белорусам показали Минск, который можно любить

Белорусам показали Минск, который можно любить

Сергей Жданович, из серии «Tabula Rasa»

Официальное открытие выставки состоялось быстро, тихо и без пафоса, присущего большинству других проектов. Кураторы дали посетителям целый час, чтобы зрители походили, осмотрелись, вжились в созданную кураторами вместе с художниками городскую атмосферу, перезнакомились и обсудили представленные проекты. Говорили ребята мало, музыкантов и участников к микрофону не приглашали. Сами участники, именитые художники, скромно бродили по экспозиции с бокалом вина в руках, ничем не выделяясь из разнохарактерной компании любителей искусства.

В выставочном помещении ЦЭХа можно познакомиться (или освежить в памяти) с проектами Олега Юшко «Implication», в котором художник показал отчаянную борьбу городских властей с надписями на стенах домов, на заборах. Фотохудожник уверен, что власти, «закрашивая слова, подчеркивают само присутствие граффити, заставляя воспринимать его как абстрактное искусство и придавая происходящему политическое значение».

Белорусам показали Минск, который можно любить

Рядышком на стене – вилы. Те самые, которые участвовали в знаменитом перформансе художника Алеся Пушкина в 1999 году. Напомним, что он прикатил и вывалил тачку навоза у резиденции президента, за что попал на сутки. Проект Пушкина называется «Подарок П.». Рядом – документ, в котором художнику популярно объяснили, что он совершил нехороший и неправильный поступок.

Белорусам показали Минск, который можно любить

Интерес посетителей привлекали и деревянные зайцы, которых все пытались потрогать, пощупать, погладить. Это проект Алексея Лунева «Зооморфный объект». Зайчики созданы в 2000 году – они принимали участие в акции переименования улицы Энгельса в Karl-Marx-Straße (проект осуществлялся в соавторсве с Анной Соколовой и Олегом Юшко).

Белорусам показали Минск, который можно любить

Из последних акций по реконструкции минского пространства на выставке можно наблюдать проект стрит-артера ДимыDream. Парень на светофорах разместил надписи «Будзьце рашучымі», «Будзьце свабоднымі», «Будзьце шчаслівымі» и так далее. «Оригинально!» — останавливались около фотографий молодые люди, выбирая, какими быть лучше – свободными или решительными.

Белорусам показали Минск, который можно любить

Пока присутствующие заворожено смотрели учебный фильм «Минск» 1972 года, куратор выставки молодой и активный Виталий Щуцкий в комментарии для Naviny.by признался, что этот масштабный проект выгодно отличается тем, что у него «понятный кураторский посыл»:

«Сколько я живу в Минске, я ни разу не видел такой хорошей кураторской работы. Проект полностью реализован двумя кураторами – от разработки концепции и связи с художниками до поиска спонсоров и помещения. Основная идея – порассуждать над пространством Минска. Это первая выставка в Минске, которая ему же и посвящена – это тоже отличает наш проект от других. Минск – это место встреч, которое объединяет разных художников.

Почему мы выбрали «ЦЭХ»? С галереей нам очень повезло. Это первая выставка здесь. Директор галереи Юлия Дорошкевич больше известна как фотограф. Для нее это было возможностью что-то сделать с этим пространством, провести выставку, а нам удалось показать развивающийся город, связав его с таким заводским пространством, где происходит процесс создания».

Выставка «Минск: (Ре) конструкция» стала частью «Недели современного искусства», которая проводится в Минске с 20 по 28 сентября в рамках проекта «На пути к современному музею — 2013».



Ася ПОПЛАВСКАЯ, фото автора

←Дни китайского кино в Минске откроет популярный фильм "Рай океана"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика