Большой театр начинает сезон с премьеры «Витовта»
За три года, пока писалась и редактировалась музыка к балету «Витовт», Большой театр освоился в новых стенах после ремонта, а композитор заработал инфаркт. Но это не помешало ему практически каждый день присутствовать на репетициях спектакля, которым 5 сентября откроет новый, 81-й театральный сезон.
В театре говорят, что «Витов» — спектакль национальный и очень этим гордятся. Музыку написал белорусский композитор Вячеслав Кузнецов, являющийся автором нескольких симфоний, балетов, трех опер, инструментальной, вокальной, хоровой музыки.
Авторы либретто — Алексей Дударев, по пьесе которого много лет в Купаловском театре шел спектакль «Князь Витовт» в постановке Валерия Раевского, и заместитель генерального директора театра Владимир Рылатко (раньше он, как и директор театра Владимир Гридюшко, работал в Минкульте на должности замминистра).
Хореограф и постановщик спектакля — народный артист Беларуси Юрий Троян. Дирижер-постановщик — Вячеслав Волич. Художник-постановщик — лауреат Государственной премии Республики Беларусь Эрнст Гейдебрехт. Художник по свету — Сергей Мартынов, который начинал свою карьеру в Большом театре оперы и балета Беларуси осветителем сцены, а теперь работает в Перми. Его специально пригласили поработать над «Витовтом» — говорят, что свет у него интересный.
Главный дирижера Большого театра оперы и балета Виктор Плоскина (его в Минск пригласили из Украины) отметил, что музыка Вячеслава Кузнецова в балете «Витовт» является образцом использования современного музыкального языка на балетной сцене. Плоскина выразил удовлетворение, что в Минске ставят балеты на музыку современных авторов, так как «современному композитору обычно очень трудно получить спектакль».
Вячеслав Кузнецов считает, что любая историческая эпоха становится ближе и понятнее, когда рассматриваешь ее через индивидуальные человеческие судьбы:
«У нас есть захватывающий сюжет, в нем и любовь, и измена, и предательство, и батальные сцены, и яркие образы героев — это именно то, что нужно для настоящего балетного спектакля. …Витовта мы попытались сделать настоящим воином, умным и мужественным, влюбленным в Анну — хрупкую и нежную. Ягайло — тоже сильный воин, но мы внесли в его тему немного коварства, скрытности, тайны. Королева Ядвига — гордая и волевая. Особую атмосферу в спектакле создают Черный Человек и Белый Шут, между ними есть тонкая напряженная интрига. Яркие контрасты в спектакле не дают расслабиться, на них, во многом, построена интереснейшая сценография Эрнста Гейдебрехта, отличающаяся зрелищностью и грандиозностью. Могу сказать, что работа музыкантов оркестра и дирижера Вячеслава Волича — это высочайший профессиональный уровень».
Хореограф Юрий Троян, который много лет был выдающимся танцовщиком у создателя минской балетной школы Валентина Елизарьева, подчеркнул, что в балете используется оригинальная музыка и хореография, которая создавалась и редактировалась в течение трех лет. Постановщик спектакля выразил благодарность Вячеславу Кузнецову за то, что композитор не только активно участвует в репетициях, но и порой заменяет аккомпаниатора. Троян надеется, что «Витов» — не последняя их совместная работа с Кузнецовым.
«Витовт» во многом мужской балет, отметил постановщик: «У нас прекрасные солисты-мужчины и в целом хорошая мужская труппа. Я хочу, чтобы мужчины танцевали, и это есть в нашем балете. Женщины себя также прекрасно проявляют».
Юрий Троян подчеркнул, что в «Витовте» авторы балета сконцентрировали свое внимание на молодых годах главного героя — «времени становления его как личности».
«В своем спектакле мы бы хотели поговорить о роли личности в истории. На примере Витовта мы видим, насколько важно, чтобы в определенные исторические моменты в государстве появлялся настоящий лидер: сильный, высокоинтеллектуальный, обладающий независимым характером и волей, умеющий добиваться исполнения своих идей и решений, способный постоять за свою страну и народ. Мне кажется, сегодня это очень актуальная тема», — отметил Юрий Троян
Кроме балета «Витовт» в этом сезоне Большой театр готовит для зрителя еще 12 премьер. Причем о билетах лучше позаботиться заранее.
Как отметил директор театра Владимир Гридюшко, купить билеты порой непросто, «так как на многие спектакли места раскупаются за месяц-два, и это радует». Заполняемость залов «очень высокая, в основном аншлаг».
Елена СПАСЮК