Проблемы нового театрального сезона минских театров
Дачники открыли свой сезон, а в театре им. М.Горького — сезон белорусской драматургии. Начала его фантасмагория «Экзекутор» по пьесе Алексея Дударева в постановке художественного руководителя Сергея Ковальчика. Сработало имя–брэнд драматурга, да еще и главная «наживка»: пьеса ни много ни мало — продолжение гоголевского «Ревизора», или, как говорят на улочках Брайтон–Бич, сиквел. Слыханное ли дело?
Переосмысление знаменитых сюжетов — дело неновое. Теннеси Уильямс под конец жизни переписал своими словами чеховскую «Чайку», назвав то, что получилось, «Записные книжки Тригорина». В «Школе современной пьесы» Иосифа Райхельгауза, охочего до всяких мистификаций, тоже шла специально сочиненная одним популярным детективщиком «Чайка». В ней самоубийство Треплева превращалось в ловко спланированное убийство. Под подозрением оказывались все действующие лица пьесы, и у каждого находился свой убедительный резон приставить холодное дуло к виску неврастеника Кости. С цацкой этой, как и со многими другими, поигрались да забыли. И вот автор «Рядовых» и «Белых Рос» написал продолжение «Ревизора». Сразу раздался дружелюбный зубовный скрежет литературного и театрального цехов: «Ну–ну...» Лишний раз отмечаю: как наэлектризована творческая среда.
Драматург в этом своем жесте — открытая мишень. Не удивлюсь, если кто–то из критиков начнет втыкать в его куклу иголки или сжигать чучело в парке. С томиков классиков у нас принято только аккуратно смахивать пыль, доставая их портреты время от времени, например, к юбилею. А тут такой финт от главного радетеля литературных традиций. Тю!
Вместо того чтобы отнестись к нынешней премьере как к игре, запоздалому признанию в любви к неумирающему гоголевскому слогу, забавной мистификации, люд театральный, по моим субъективным ощущениям, после премьеры либо втянул голову в плечи и попытался слиться с цветом стен Русского театра, либо стал почем зря возводить на постановочную группу хулу и напраслину. Ни то ни другое — непродуктивно. Нет на нас словенского философа Славоя Жижека, умеющего с любым предметом культуры устанавливать ироническую дистанцию. Он бы, уверен, сначала слопал в уютном буфете Русского театра все бутерброды, чтобы подпитать свою неугомонную мысль, а потом просто бы покатывался в кресле со смеху, прежде всего оттого, что в «Экзекуторе», по большому счету, нет никакого подвоха. Он настолько традиционен, что так и у самого Гоголя не вышло бы. Автор пьесы очень последовательно воспроизводит стиль первоисточника. Взявшись вроде бы продолжать Гоголя, создатели спектакля в покорном поклоне водят хоровод вокруг да около знакомых словечек и его образов, не обогащая пьесу «Ревизор» какими–то новыми мыслями. И актеры словно бы вобрали в себя весь предыдущий опыт работы в классическом репертуаре (благо классики на сцене театра ставилось и ставится много), и не смеют даже бровью повести лишний раз, чтобы ни в коем случае не обидеть славное имя отца «Мертвых душ». Видимо, боятся, что напустит на них Гоголь Вия и прочую нечисть за такое святотатство. Вот и очерчивают вокруг себя, как Хома Брут, круг мелом на полу.
Вполне возможно, именно от этого редкий гоголевед досидит до середины действия. Ему этот мир знаком до оскомины. Но в доме повешенного не говорят о веревке. «Экзекутор» — художественный взгляд взрослых, образованных, состоявшихся людей на творческое наследие классика. И если они считают, что перед именем и памятью Николая Васильевича совесть их чиста, а после премьеры Гоголь непременно пригласил бы их на тарелку любимых макарон, приготовленных al dente, так тому и быть. Впрочем, если уйти от иронии, то Алексей Дударев еще раз доказал всем, в т.ч. и его личным недоброжелателям, что находится в хорошей форме!
Можно только предвкушать, сколько нам открытий чудных готовит предстоящий сезон в театре им. М.Горького. Белорусские авторы, друзья парадоксов, словно мертвые души из одноименной гоголевской поэмы, числятся где–то в статистике, придают общий вес театральному процессу, но, по большому счету, ни на что не влияют. А когда доходит до дела, неизменно обращаются за помощью и вдохновением к классикам. Ждем новых свершений: выжившего после дуэли и замышляющего месть Ленского или Анну Каренину, досаждающую всем письмами с того света.
Добрый зритель в 9–м ряду.
Советская Белоруссия №95 (24232). Вторник, 28 мая 2013 года.