С широко открытыми дверями
Лучше всего о любом учителе говорят успехи его учеников. Птенцы из гнезда Юрия Гильдюка сегодня разлетелись по всему миру: они побеждают на престижных международных конкурсах, выступают на лучших концертных площадках, солируют в ведущих коллективах ближнего и дальнего зарубежья. Гастрольные графики этих музыкантов расписаны на месяцы вперед, но раз в год, в преддверии дня рождения Юрия Николаевича, они собираются все вместе. Играют для своего Учителя. Гильдюк с большим удовольствием выступает на сцене и сам, но все-таки задача у художественного руководителя Белгосфилармонии другая: сделать концертную афишу интересной и разнообразной.
- Юрий Николаевич, в этом году у вас тройной юбилей: собственное шестидесятипятилетие, сорок пять лет творческой деятельности и тридцать лет в качестве худрука Белгосфилармонии. Отмечать праздник, как это водится у музыкантов, будете на сцене?
- Не поверите: принимать поздравления я буду из зрительного зала, сцена же перейдет в распоряжение моих учеников. Их выступление - лучший подарок для меня. Я горжусь тем, что многие музыканты, которые сегодня прославляют Беларусь за рубежом, свои первые профессиональные шаги сделали именно на сцене Белгосфилармонии.
- Стены вашего рабочего кабинета сплошь в афишах и программных буклетах. На каждом имена ваших выпускников. Неужели отслеживаете судьбу каждого из них?
- Конечно, а как же иначе? Работа со студентом - это как минимум пять лет общения с глазу на глаз. Каждый из этих ребят уникален. Сейчас в моем классе учатся лауреаты международных конкурсов из Солигорска, Клецка, Лиды... И поверьте, часто именно в таких маленьких городках рождаются удивительно талантливые люди. Но талант - это не только дар божий. Без старательности и усидчивости успеха не добьешься. Равно как и без крепкой руки педагога. Музыканты - они же, как алмазы, искрить и переливаться начинают только после хорошей огранки. А она зависит от окружающей среды, школы, коллег.
- Почему после окончания аспирантуры Московской государственной консерватории вы вернулись в Беларусь? Знаю, что вам поступало немало предложений из-за рубежа...
- Есть такое выражение "адрес души". Мой адрес души - родная Беларусь. И это не ложное чувство патриотизма. Я родился и вырос в Гродно, после переехал в Минск, где учился в классе у профессора Ирины Цветаевой. Беларусь - мой дом, другого не было и уже не будет. Мне предлагали работу в Югославии, Германии, просили остаться в Москве... Не смог. Минск навсегда запал в мою душу и сердце.
- Вашими однокурсниками были Владимир Спиваков и Юрий Башмет. Поддерживаете с ними отношения?
- Скажу больше: у нас даже есть несколько совместных проектов. Конечно, во многом приезд и Башмета, и Спивакова в Беларусь стал возможен благодаря дружеским связям, но не следует забывать и об удачном географическом расположении Минска, и о всегда теплом радушном приеме минской публики. Поэтому, как только позволяет гастрольный график, эти прославленные музыканты с удовольствием приезжают к нам.
- Как в 28 лет вы стали заведовать кафедрой концертмейстерского мастерства белорусской консерватории?
- Я пришел туда после аспирантуры, и руководство поставило передо мной задачу: из былой вспомогательной кафедры сделать ее профилирующей. Кажущаяся легкой на первый взгляд работа на деле невероятно сложна. Концертмейстер имеет дело с солистами, инструменталистами, дирижерами, и аккомпанировать порой гораздо труднее, чем солировать на рояле. Благодаря этой работе я познакомился с величайшими личностями - концертмейстерами, которые работали с Ириной Архиповой, Еленой Образцовой... Тогда же ко мне в класс пришел молодой выпускник Гнесинки кларнетист Геннадий Забара и сказал, что ищет пианиста, который бы согласился с ним играть. Мы стали работать в дуэте, а после Геннадий выиграл престижный конкурс "Пражская весна". Тогда это была немыслимая победа для белоруса, потому что традиционно призовые места на конкурсе доставались москвичам, ленинградцам или зарубежным музыкантам.
- Вы выступали сольно и в дуэте с Забарой, преподавали в консерватории и вдруг - приглашение на административную работу, художественным руководителем филармонии. Почему согласились?
- Великие дирижеры и музыканты, с которыми я работал, многому меня научили. Причем просветили не только в музыкальном плане, но и в вопросах грамотной организации концертной деятельности. И мне просто захотелось применить свои знания на практике. Думал, поработаю недолго, а после вернусь обратно в консерваторию. Но филармония как-то незаметно стала моим домом и продолжает им оставаться уже тридцать лет.
- Музыка и творчество при этом не отходят на второй план?
- Вы попали в болевую точку: времени на музыку не хватает. Организаторская деятельность отнимает много сил. Хочется, чтобы в Беларуси филармония была не просто собранием музыкантов разных жанров, а являла собой классический образец академического звучания. В свое время мы очень красиво развели симфоническую и эстрадную музыку в разные стороны. При этом они существуют параллельно, живут в дружбе и согласии. Я с большим уважением отношусь к современной эстраде. И знаете почему? Потому что она родилась не на пустом месте. У истоков нашей эстрадной музыки стояли Владимир Мулявин, Игорь Лученок, Василий Раинчик, Ядвига Поплавская, Александр Тиханович - люди в высшей степени образованные и с консерваторским образованием. А вспомните, например, Виктора Вуячича. Он выходил на сцену - и зал замирал, внимая каждому его слову. Сегодня, к сожалению, такого уже не встретишь. А народ-то по-прежнему стремится к хорошей музыке. При этом не следует думать, что хорошая - это прежде всего классическая. Музыка должна быть в первую очередь качественной.
- Как филармония сегодня формирует афишу?
- У нас представлены все жанры: не только симфоническая музыка, но и фольклорная, джазовая, современная эстрадная... Афиша должна быть разнообразной и интересной и состоять из выступлений не только наших коллективов. Двери Белгосфилармонии всегда открыты для артистов из других стран. И надеюсь, что этот ручеек настоящих талантов никогда не иссякнет.
Советская Белоруссия №86 (24223). Понедельник, 13 мая 2013 года.
Автор публикации: Юлиана ЛЕОНОВИЧ