«Верить, как сердце хочет»
— Не случайно сердцем празднования этого события стала Сербия. На территории нашей страны родились семнадцать римских императоров, но именно один из них — Константин — принял этот знаковый документ, ставший фундаментом развития европейской христианской цивилизации и позволяющий ей развиваться свободно.
По словам пресс-секретаря Минского Епархиального управления протоиерея Сергия Лепина, благодаря Миланскому эдикту изменились отношения между государством и Церковью. Церковь получила возможность строить храмы, монастыри, учить детей, заботиться о нуждающихся, открыто жить по вере без страха быть брошенным в тюрьму или быть убитым…
— Под воздействием христианского учения происходила гуманизация общества. Это выразилось в запрете гладиаторских боев, человеческих жертвоприношений, клеймения, смертной казни. Но Миланский эдикт — событие не только в истории одного христианства, он явился важной вехой в истории развития религиозной свободы и свободы совести в целом. Нельзя забывать, что в этом документе подчеркивались права всех и каждого верить так, как его сердце хочет. Как говорилось в документе словами императора: «Это установлено нами для того, чтобы не казалось, что нами унижается какая-нибудь религия».
Доцент Минской духовной академии иерей Станислав Рогальский, в свою очередь, заметил, что Константин, принимая этот эпохальный документ, проявил мужество и проницательность, ведь в те времена основной менталитет был языческий, а у самого императора сохранялся титул великого жреца.
— Можно сказать, что Константин был вдохновлен на этот шаг свыше.
Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «БН»