Чем старое лучше нового

Источник материала:  

В прошлом году в интернете активно обсуждали испанскую «старушку–реставрушку». Напомню эту историю. В церкви города Борха была красивая фреска под названием Ecce Homo, написанная художником Элиасом Гарсиа Мартинесом век назад. Из–за влажности и прочих ненадлежащих условий картина потихоньку гибла, краски темнели, осыпались... У престарелой прихожанки Сесилии Хименес просто сердце кровью обливалось, когда она это видела. И поскольку никто на сигналы пенсионерки не реагировал, старушка начала потихоньку реставрировать картину сама. Подрисовывала, как умела, поврежденные места.


Длилось это не один год.


В конце концов восьмидесятилетняя донна Сесилия поняла, что реставрация у нее получается так себе. А если по правде — то вместо лика Иисуса виделось нечто странное, напоминающее работы авангардистов... Реставраторша в отчаянии обратилась в городской центр по охране культурных памятников, и теперь профессионалы пытаются спасти фреску. Правда, результат работы «старушки–реставрушки», как прозвали ее в сети, блоггерам очень полюбился, породив множество пародий. Более того — более двух десятков тысяч человек подписались под петицией, требуя сохранить работу Сесилии Хименес неприкосновенной, поскольку это, мол, уже самостоятельное произведение искусства и по художественным достоинствам не уступает произведениями Гойи, Мунка и Модильяни.


Что ж, не зря говорят, что художник будущего — это дикарь, высекающий на скале.


Осуждать испанскую подвижницу совсем не хочется. Ведь ее рукой водила та самая святая простота, которая лежит в основе всего. И хорошего, и, как видим, не очень.


Когда я езжу по Беларуси, смотрю на исторические памятники, мне кажется, что у нас страна «старушек–реставрушек», правда, в их роли выступают часто люди при должностях и профессиях, к тому же за свою деятельность по ремонту получающие деньги.


Сколько мы с вами такого горе–ремонта видели–перевидели! Логика авторов понятна. Когда в каменные стены одного из зданий XVIII века усадьбы Чапских в Прилуках вставляют евроокна — ясно, что внутри теперь будет уютнее. Когда деревянную церковь в районе Свитязи, одну из немногих сохранившихся, всю выкрашивают яркой синей краской — так наряднее, привычнее, чем серая благородная древесина. Когда в замках делают пластиковые навесы и даже не утруждаются подобрать по цвету кирпичи, так, что стена напоминает залатанный ковер, — это экономия средств. В результате турист на форуме пишет: «Реставрация по–белорусски — это когда круглое делают квадратным, а белое — розовым, а потом говорят, что, мол, «так и было».


Из самых лучших побуждений сооружение времен ВКЛ накрывается металлочерепицей, со старинной печки сбиваются остатки голландской плитки, от здания оставляют, по существу, одну аутентичную стену, остальное выкладывают из современных материалов — потому что отреставрировать зачастую сложнее, чем разрушить и построить заново. И происходит это сплошь и рядом не только из–за пофигизма и желания сэкономить, но и из–за элементарного непонимания: чем же ценнее потускневшая фреска яркой, только что нарисованной на том же месте выпускником художественного училища?


Конечно, вы можете сказать мне: лучше пусть хоть как–нибудь восстанавливают, чем развалится.


Да сколько же можно это «как–нибудь», тем более с памятниками, с произведениями искусства? Никто ведь до сих пор не приделал руки Венере Милосской — хотя могли бы...


Помню, как я стояла возле костела в Константиново и с отчаянием глядела на сложенные на крыльце деревянные скульптуры святых явно не нашего века, грубоватые, похоже, работы местных мастеров — их заменили на привезенные, стандартные, раскрашенные. Была ассоциация с комплексом наших деревенских бабушек–дедушек: отдавать предпочтение купленному, магазинному перед самодельным и тем свидетельствовать о своей зажиточности.


Но мы живем в эпоху, когда во всем мире признана ценность аутентичного, сделанного руками, ценность всего, что несет отпечаток истории, признана и необходимость сохранить это для будущих поколений неизменным.


Ляпы бывают даже у профессионалов. Недавно луврских реставраторов обвинили в том, что они испортили картину Леонардо да Винчи «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» — слишком высветлили краски. В России родственники Льва Гумилева возмущены новым памятником на его могиле — хотя те, кто заменял, очень старались, камень выбирали понаряднее, дизайн поаккуратнее...


Осталось помечтать о том, чтобы у нас подвижничество и неравнодушие испанской пенсионерки соединить с профессионализмом мастеров и щедрой меценатской поддержкой. А для этого главное — научиться уважать свою национальную историю и все, что хранит ее следы.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

←В Минске пройдет «Необыкновенный концерт» группы Zapaska и «литовского Тома Йорка»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика