Виктор МЕНЬКОВСКИЙ: «Производство для меня начинается с внимания к человеку»
«Тыл» должен быть надежным
Это внимание к нуждам сельчан руководитель вынес со своего детства. Как сейчас, так и тогда в деревне люди жили не слишком богато. Во всяком случае, с горожанами им было не сравниться. А у матери Виктора Владимировича на руках было двое детей — он и старшая сестра (отец внезапно умер накануне его рождения). Приходилось несладко. Единственная помощь — из колхоза. Вот тогда парень и решил, что если вдруг доведется ему стать когда-нибудь руководителем хозяйства, то ни за что не оставит без внимания простых деревенских жителей.
— Смотри, разоришь хозяйство, — говорили ему, когда, поработав агрономом-семеноводом, бригадиром, главным агрономом, Виктор Владимирович все-таки стал руководителем. — Уж слишком ты щедр к людям.
— И что же в этом плохого? — спрашивал он. И тут же разъяснял свою позицию: — Если у человека в доме достаток, то ему нет причины о чем-то беспокоиться. Он будет стараться и на общественном производстве, чтобы и там хорошо заработать.
Эту теорию руководитель проверял годами. И каждый раз убеждался, что она справедливая и объективная, не несет в себе ничего плохого.
В 2012 году, как и записано в колдоговоре, на материальное поощрение работников в хозяйстве израсходовали 6 процентов зерна от общего намолота. Получилось по 1 тонне 600 килограммов на каждого работающего. Бесплатно!
По тонне (и опять же бесплатно) получили работники и картофеля. Да что там работники, пенсионерам «за так» выдали по 0,5 тонны картошки. Не всем, правда, а только тем, кто ушел на заслуженный отдых из хозяйства.
Пять процентов заработка работникам выдают продукцией Жлобинского мясокомбината и Рогачевского МКК. Кстати, и сам заработок — 3700 тысяч рублей в среднем за год — один из самых высоких в районе.
Отдельной строкой — обеспечение кормами личного скота. На каждую корову с первого укоса бесплатно выделяется и завозится на подворье по тонне сена. Еще по тонне — за сданного теленка. После уборки зерновых сельчан обеспечивают соломой. Разумеется, бесплатно. В летнее время хозяйство ухаживает за пастбищем, на котором выпасается скот жителей, доставляет туда воду.
Случается, что кто-то из сельчан решает кормить свою корову по-особому, а не только традиционным сеном и пойлом с картошкой. Тогда хозяин обращается к руководству предприятия с просьбой выписать для его буренки, скажем, сенажа или силоса. Недавно так поступил механизатор Михаил Маршин. И просьба его была удовлетворена.
По льготной цене сельчане охотно покупают в хозяйстве нетелей. Животных высшей упитанности им продают по 20 тысяч рублей за килограмм живого веса, в то время как сельхозпредприятиям — по 50 тысяч рублей.
Как, скажите, после всего этого здешним жителям не заниматься разведением домашнего скота, не развивать личные подсобные хозяйства? Не воспользоваться такой возможностью может только ленивый.
Ну а как это сказывается на результатах производственной деятельности? Может, увлекшись делами на своем подворье, люди охладели к работе в хозяйстве?
— Наоборот, это стимулирует их, — считает главный экономист Андрей Латышев. — По итогам 2012 года рентабельность продаж по предприятию составила 7 процентов, уровень рентабельности реализованной продукции — 8,3 процента. Прибыль от реализации — 2641 миллион рублей.
В 2012 году за вклад в развитие личных подсобных хозяйств граждан Жлобинский райисполком объявил Виктору Меньковскому благодарность. Такой же награды удостоена и одна из лучших молокосдатчиц Светлана Головина.
Откуда берется выручка
— Очень вдумчивый, предусмотрительный, опытный руководитель, — говорит о Викторе Меньковском депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, в недавнем прошлом председатель Жлобинского райисполкома Леонид Апанасюк. — Семь лет он возглавлял другое хозяйство, а когда без директора осталось КСУП «Свердловский», я «сосватал» его туда. Он, конечно, мог отказаться — новое хозяйство покрупнее. Следовательно, и забот прибавлялось при почти одинаковой зарплате. Но не отказался. Решил еще раз проверить себя на профессиональную состоятельность. А я был очень доволен, что именно он возглавит это одно из лучших в районе хозяйств.
И вот четвертый год Виктор Владимирович в «Свердловском». За это время сельхозпредприятие не только не утратило прежних позиций, но и шагнуло вперед.
— 70 процентов выручки получаем от животноводства, — рассказывает руководитель. — В основном от молока, его рентабельность составляет 40 и более процентов.
В «Свердловском» один из самых высоких в районе удоев молока от коровы — в прошлом году он составил 5678 килограммов. А на комплексе, где используются новейшие технологии, этот показатель еще выше — 6508 килограммов.
Ежедневно предприятие продает молока примерно на 50 миллионов рублей. Около половины его идет в зачет сортом «экстра».
— Один из самых надежных наших поставщиков сырья, — замечает генеральный директор Рогачевского МКК Николай Тепляков. — Радует то, что хозяйство не только увеличивает объемы продаваемого молока, но и целенаправленно работает над улучшением его качества.
В эти дни среднесуточные надои составляют по предприятию около 18 килограммов молока от коровы. В иных хозяйствах, заметим, на такие удои выходят разве что летом, когда в достатке зеленой травы.
— Это еще что: вот наша Ольга Сенокосова, так та вообще надаивает в день от коровы по 22 килограмма молока, — рассказывает директор. И добавляет: — Все же человеческий фактор многое значит.
Однако не только стараниями животноводов полнится молочная река. Существенным является то, что около 70 процентов дойного стада — голштинизированный скот, поскольку хозяйство считается племенным. Коровы здесь на загляденье. Крупные, упитанные, с большим выменем. Таких только хорошо корми — зальют молоком.
Кстати, в нынешнем году молочно-товарный комплекс взял ориентир на годовой удой молока от коровы в объеме 7 тысяч килограммов. А там, смотришь, удастся выйти на такой же рубеж и всему хозяйству: возможности для этого имеются.
И семена вдобавок
Одна из таких возможностей — полноценное кормление поголовья.
— Все наше растениеводство подчинено животноводству, — говорит главный агроном предприятия Игорь Буратчук. — Со своих угодий заготавливаем все виды кормов. Если покупаем, то только добавки в виде подсолнечного шрота. А что касается сена, сенажа, силоса, соломы, зерна, которое используется для приготовления комбикорма, картофеля, других культур, применяемых при составлении рационов, — об этом и речи быть не может, все только свое.
Зерно хозяйству размалывают на Жлобинском комбикормовом заводе. По предлагаемым рецептам изготавливают различные виды комбикормов — для дойного стада, молодняка, животных на откорме. Кстати, откорм КРС тоже налажен неплохо — его рентабельность в пределах 4—6 процентов.
Параллельная статья доходов в растениеводстве — семеноводство. Хозяйство сотрудничает с РО «Белсемена».
Все началось с кукурузы. Вначале выращивали ее только для закладки на силос и сенаж. Затем освоили производство зерна. Ну а после пошли еще дальше — стали заниматься семеноводством. Початки, предназначенные на семена, отправляются на кукурузокалибровочный завод в Мозырском районе. Предприятие рассчитывается с хозяйством частично деньгами, частично семенами.
Со временем было налажено и производство семян гречихи, ярового и озимого рапса, проса. В НИИ хозяйство закупает питомники размножения, получает у себя суперэлиту, элиту предлагает сельхозорганизациям области. Внешне все кажется просто, но на самом деле семеноводство требует немалых хлопот. Может, можно было бы обойтись и без него?
— В общем, да, — соглашается директор. — Но представьте, если что-то у вас не пошло по основной специализации — выручит второстепенная. Недаром же говорят, что умная хозяйка не станет складывать все яйца в одно лукошко — при неосторожном обращении могут разбиться все разом.
Есть у хозяйства «сердце»
Так Виктор Меньковский называет мехпарк. И добавляет:
— Если ритм у него нормальный, то и все производство будет функционировать как здоровый организм.
Действительно, что сегодня можно сделать без техники? Считай, ничего. Даже свои наделы сельчане запахивают с помощью тракторов.
Всех их в хозяйстве 32. Тридцать второй — именной, документы на него на прошлых областных «Дажынках» в Рогачеве руководителю хозяйства вручил лично председатель Гомельского облисполкома Владимир Дворник. Хозяйство стало лидером Республиканского соревнования по благоустройству машинных дворов и готовности ремонтно-обслуживающей базы, заняв в соответствующем смотре-конкуре третье место. Коллективу была вручена еще и денежная премия в размере 10 миллионов рублей.
— Посмотрите на наш машинный двор — залюбоваться можно, — говорит его заведующий Геннадий Скакун. — Я вам как специалист говорю: у нас мехдвор соответствует всем требованиям.
Действительно, впечатляет. Начнем с того, что заехать сюда может не каждый — ворота закрыты, охраняются. Все вокруг ограждено — мышь не прошмыгнет. Прямо какой-то секретный объект.
— Так положено по инструкции, посторонних на территории быть не должно, — поясняет заведующий машинным двором.
Территория мехдвора заасфальтирована. В отведенных местах хранятся различные почвообрабатывающие агрегаты. Чего тут только нет. Плуги, бороны, комбинированные агрегаты, сеялки… На период хранения все они очищены от остатков почвы, вымыты, смазаны, рабочие органы надежно укрыты от дождя и снега. На первый взгляд, в этом нагромождении техники трудно разобраться. Но так может показаться только несведущему человеку. Агрегаты выставлены по мере их востребованности весной. Этот пригодится первым, этот вторым, тот третьим… И так дойдет очередь до каждого.
Отдельный разговор о ремонтной мастерской. Ее оборудованию можно только позавидовать. Поэтому даже самый сложный ремонт механизаторы выполняют своими силами. Во-первых, так дешевле. Во-вторых, быстрее. Особенно дорого время на посевной или уборочной. Пока обратишься за помощью в район да пока оттуда приедут — полдня пройдет.
А ремонтировать приходится немало. К сожалению, отечественная техника еще недостаточно надежная. Поэтому на запчасти в иной месяц приходится тратить до полумиллиарда рублей.
Условия для работы в мастерских идеальные. Здесь необходимый набор технических средств, подъемные механизмы. На каждом участке обеспечивается строгое соблюдение правил техники безопасности. После работы у ремонтников есть возможность принять душ, переодеться, привести в порядок рабочую одежду.
Кстати, такие же бытовые условия созданы и на молочно-товарных фермах. Там тоже установлены и стиральные машины, и другое бытовое оборудование, чтобы на месте животноводы могли решить свои самые неотложные дела.
Вся техника, которая используется при выполнении работ, в основном отечественного производства. Это тракторы «Беларус» различных модификаций, автомобили «МАЗ», гомельские комбайны. На их фоне почти незаметен немецкий трактор «Атлес-946», который уже седьмой сезон работает без капитального ремонта. Впрочем, сохранился и самый старый в районе отечественный комбайн КЗС-10. Шесть сезонов уже отработал. Но особо никогда не подводил. Все же и наши машиностроители могут выпускать неплохую технику.
— Надо, чтобы это стало нормой, — говорит механизатор Сергей Емельяненко. — Ведь можем же!
Оперативно решаются и вопросы доставки топлива. Для этой цели используется специально оборудованная автомашина — хозяйство имеет лицензию для перевозки опасных и легковоспламеняющихся грузов. В общем, мехпарк устроен по своему функциональному назначению идеально. Действительно, «сердце» хозяйства.
Поженились и дом получили
Средний возраст работающих в хозяйстве — 39 лет. Кстати, и сам руководитель еще полон сил и энергии — ему всего на десяток лет больше.
— Я даже не пытаюсь задерживать тех, кто, отработав после учебного заведения положенный срок, собирается нас покинуть, — говорит Виктор Меньковский. — Значит, не наш кадр. Пусть ищет себя в другом месте. Ну а тому, кто остается работать, мы создаем самые благоприятные условия, чтобы человек не пожалел о своем выборе, не разочаровался. Это уже наши люди, так сказать, дети одной большой и дружной трудовой семьи.
Многим из молодых специалистов доверены ответственные должности. Например, выпускник университета имени П. О. Сухого в Гомеле Андрей Латышев — главный экономист. А окончивший Краснобережский аграрно-экономический колледж и продолжающий учебу без отрыва от производства в Белгоссельхозакадемии Игорь Буратчук — главный агроном.
Для одиноких в хозяйстве два общежития. Ну а тот, кто решил обзавестись семьей, получает дом с надворными постройками. А как же иначе, ведь живностью надо обзаводиться, а то на фоне других будешь выглядеть белой вороной.
Только в прошлом году предприятие сдало под заселение 10 индивидуальных домов. Новоселье в разное время справили семьи экономиста Ольги Терентьевой, механизатора Сергея Пархоменко, слесаря Михаила Даденко, оператора машинного доения Лидии Бойко, рабочего Станислава Соколовского, заведующей фермой Татьяны Денисовой… В основном это молодые люди. Но бывают и исключения. К примеру, механизатор Борис Сыч по возрасту уже пенсионер, но все еще продолжает трудиться. Ему тоже выделили дом.
— О своих людях мы заботимся не на словах, а на деле, потому что они этого достойны, — говорит Виктор Меньковский. — Появилась возможность чем-то помочь человеку — почему ее не использовать? Хотя для хозяйства порой это довольно накладно. К примеру, для строительства жилья мы берем кредиты. А что поделаешь? Деревня должна жить и развиваться.
В хозяйстве уже начинаются полевые работы. Пора горячая, времени не хватает. И на обед, кстати, тоже. Поэтому своих работников здесь в централизованном порядке обеспечивают горячими обедами через столовую райпо. Работник оплачивает только 20 процентов стоимости обеда. Условно говоря, если обед стоит 30 тысяч рублей, то работнику он обойдется только в 6 тысяч.
И в этом случае сельчанин не обделен вниманием со стороны руководства хозяйства.
Дойдет очередь и до озера
Центральная усадьба сельхозпредприятия — деревня Кирово — имеет статус агрогородка. На его территории находятся средняя школа, детский сад, Дом культуры, три магазина, буфет и единственная в стране больница сестринского ухода на 72 койко-места. А еще церковь. Отцу Павлу коллектив помог ее оштукатурить.
— Еще я мечтаю со временем очистить от зарослей вот это озеро в центре деревни, — делится планами руководитель. — Хорошее место отдыха будет. Не все же нам о работе думать.
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Фото автора и Николая СЕМЕНЦА