«Сады» хорошей музыки вырастут в глубинке, где мы выступим»
Досье «БН»
Евгений Бушков родился в семье скрипачей в Москве. Впервые его имя появилось на международной музыкальной афише в 1986 году, когда 18-летний скрипач был удостоен Первой премии на международном конкурсе им. Г. Венявского в Познани. Евгений Бушков сменил амплуа в 1999 году на фестивале в Люксое (Франция) — начал дирижерскую карьеру. С 2002-го по 2009 год работал дирижером оркестра «Новая Россия». В 2009 году возглавил Государственный камерный оркестр Беларуси. С 2012 года также главный дирижер и художественный руководитель Академического симфонического оркестра Саратовской филармонии. Ведет класс скрипки в Московской государственной консерватории.
— Евгений Робертович, вы дирижировали известнейшими оркестрами мира. В 2009 году вам предложили возглавить Государственный камерный оркестр Беларуси. Почему приняли приглашение?
— Начнем с того, что приглашение приехать в Беларусь и работать главным дирижером такого оркестра было очень неожиданным. Мне этот оркестр очень хорошо знаком. Впервые я узнал о его существовании, когда мне было 15 лет. Святослав Рихтер пригласил Минский камерный оркестр на концерт в Большом зале Московской консерватории. Помню, было настолько неожиданно услышать блистательный, качественный оркестр. А ведь даже тогда стандарты музицирования для меня были очень высоки: их определяло творчество «Виртуозов Москвы», где скрипачом и директором работал мой отец Роберт Евгеньевич. И вот неожиданно приехал оркестр из города, в котором мне уже приходилось выступать, будучи учеником Центральной музыкальной школы. Кстати, позднее мне даже представилась возможность играть с Минским камерным оркестром и сотрудничать с художественным руководителем и главным дирижером коллектива Юрием Цирюком, талант которого высоко ценили такие выдающиеся музыканты, как Наталья Гутман, Олег Каган и мой учитель Виктор Третьяков.
Конечно, когда несколько лет назад мне предложили возглавить коллектив, я понимал, что поколение музыкантов в оркестре сменилось. Но уважение к оркестру, его истории и творчеству — сохранилось. Поэтому для меня было очень почетно и интересно с творческой точки зрения начать работу с оркестром.
— То есть вы переехали в Минск из Москвы с удовольствием? Не сложно ли было менять прописку? Ведь здесь жизнь более размеренная, если сравнить с российским мегаполисом...
— Сейчас вышло так, что я живу на два города. С Москвой окончательно связей разорвать не могу: моя дочь Мишель (ей 8 лет) занимается там в двух лучших музыкальных школах города. Но моему ребенку очень нравится приезжать сюда, в Минск. Здесь у нее есть своя комната, она очень дружна с камерным оркестром. С ним уже несколько раз выступала в качестве пианистки и скрипачки. Занимается Мишель увлеченно и по собственному почину, что самое главное.
Минск для меня — это город, который по ощущению возвращает в пору юности. Здесь значительно меньше изменился уклад жизни, чем в той же Москве. Но все же и белорусская столица меняется. У вас есть свои большие плюсы: воздух чистый, ребенок может гулять спокойно на улице.
— Судя по разговору, вы очень семейный человек…
— Дело в том, что последние несколько концертных сезонов свели мое пребывание в Москве к катастрофически малому количеству дней. Я от этого очень страдаю: немного времени остается на семью, на занятия с дочерью. Понимаете, когда твой ребенок играет на скрипке — инструменте, которому ты отдал сам практически всю свою жизнь, то, конечно, хочешь помогать своему чаду и иметь возможность делать это чаще. А в последнее время моя дирижерская работа настолько интенсивна, что, когда удается провести пару недель дома, я очень счастлив.
— Евгений Робертович, 28 февраля, в 45-й день рождения оркестра, прошел большой концерт на сцене Белгосфилармонии «Четыре дирижера на одной сцене». А уже 5 марта оркестр выступил в Гомеле, дав старт большому творческому проекту коллектива «Музыкальные сады страны Беларусь». Почему решили сделать серию концертов именно в малых городах республики?
— Действительно, с этого концерта мы начали турне по Беларуси, в котором будет 45 концертов. Приурочено оно к юбилейной дате. Но самое главное, эти концерты — попытка как-то обогатить жизнь тех людей, которые отдалены от больших концертных залов, в частности от Минска. По моему опыту общения с разными музыкантами и с широкой публикой я знаю, что людей, которым не интересна классика, практически нет. Очень часто люди о ней просто не знают: у них нет возможности ходить на такие концерты, а значит, и слушать хорошую музыку. Здесь я говорю о сокровищах академической музыки.
Концерт 5 марта в Гомеле состоялся в прекрасном зале КСК, бывшего Дворца культуры железнодорожников, и оставил у нас чудные впечатления. Публика — а собралось более тысячи человек — очень тепло принимала нас. Наверное, вот эта теплота и горячность, с которой принимают в провинции, и есть лучшее подтверждение необходимости нашего проекта.
Следующие концерты юбилейного турне состоятся в конце марта в Гомельской и Могилевской областях.
— А почему проект для регионов назван именно «Музыкальные сады страны Беларусь»?
— Это название пришло в процессе вызревания идеи тура. Почему сады? Это большей частью метафора: мы будем сеять, образно выражаясь, семена интереса к академической музыке, ее живому исполнению. И «сады» смогут вырасти в тех местах, куда мы будем приезжать. Кто знает, может быть, это станет не только незабываемым переживанием для жителей глубинки, но и послужит импульсом к тому, чтобы дети пошли в музыкальные школы, чтобы впоследствии создались новые коллективы классической музыки.
— На какое время рассчитан проект?
— Думаю, выступления в Беларуси продлятся до первой половины 2014 года. То есть будем реализовывать проект постепенно, разделив его на блоки по 4—7 концертов. Кроме того, оркестр должен готовить и новые программы — тогда это интересно с профессиональной точки зрения.
В следующем сезоне есть планы выехать в Россию. Вероятно, осенью состоится концерт в Большом зале Московской консерватории. Выступление там явилось бы кульминацией сезона. Ведь для музыкантов всего мира этот зал остается одним из самых престижных. Оркестр готовится продолжить свои традиционные выезды в Норвегию. Есть предложение принять участие в фестивале в Латвии.
— В этом году в Беларуси пройдет проект, инициированный камерным оркестром, не имеющий аналогов в стране, — «Август Несвижа». В чем его суть и эксклюзивность?
— В России, под патронатом президента, проходит крупнейший музыкальный форум — Фестиваль оркестров мира. Он имеет большую поддержку и размах, на него съезжаются маститые коллективы. Моя идея все же более «камерная», предполагает участие камерных оркестров. Я хотел бы, чтобы в Беларуси был фестиваль, который бы проходил на исторической сцене — поэтому выбрали замок в Несвиже — и собирал лучшие оркестры из Европы. Уже есть договоренность, что в августе состоится несколько концертов на форуме с участием коллективов из Польши, Швейцарии и Литвы. Важно, чтобы наш оркестр мог быть окруженным высококлассными коллективами, чтобы посмотреть на себя со стороны, сравнить свои силы с европейскими коллегами и в некотором роде ощутить свою… «самость». «Август Несвижа» обязательно станет заметным событием и в жизни оркестра, и в культурной жизни Беларуси.
— Знаю, что к 45-летию оркестра Михаилом Броннером был специально написан «Белорусский концерт». А ведь это очень необычно: известный московский композитор создал произведение, в котором солирует белорусский национальный инструмент — цимбалы…
— С композитором Броннером я знаком довольно давно. Уже несколько лет в моем детском абонементе «Классика — это классно» мы играем его «Детский уголок» для слушателей и камерного оркестра. Я долго ждал того момента, когда удастся представить творчество композитора в Беларуси с более серьезной стороны. И, наконец, он настал: я предложил композитору написать к юбилею что-то похожее на «Брандербургские концерты» Баха (в старые времена по заказу писали и Гайдн, и Моцарт, и другие композиторы). Идея была в том, чтобы привлечь к участию ярких белорусских музыкантов. И почему бы не попробовать цимбалы?
Через четыре месяца после этого разговора мне пришло сообщение от автора: «Я закончил «Белорусский концерт». До премьеры Михаил Броннер впервые услышал свое произведение в исполнении оркестра. Он развел руками… Это был один из тех редких случаев, когда композитору почти нечего было сказать: настолько блестяще оркестр и солистка Вероника Прадед исполнили «Белорусский концерт».
— Евгений Робертович, российский автор написал произведения для белорусского коллектива. Вы, российский музыкант, работаете с белорусским оркестром… Это очень символично в отношении дружеских связей между Беларусью и Россией. Не планируете ли вы создать какой-либо проект в рамках Союзного государства?
— Конечно, было бы приятно, если бы мы получили какое-то финансирование от Союзной организации на проведение, скажем, серии концертов с участием российских и белорусских музыкальных звезд. Но даже если этого и не произойдет, мне представляется, наш альянс, наше сотрудничество — это и есть живой долгосрочный проект, олицетворяющий дружбу наших государств.
— Чем, на ваш взгляд, отличается Государственный камерный оркестр от «коллег» по цеху?
— Без сомнения, высоким уровнем ансамблевой игры, а главное — тщательностью в подготовке программ. Ведь в ту же Норвегию, куда коллектив выезжает уже 16 лет подряд, приглашают исполнять не музыку белорусских авторов, а, наоборот — своих норвежских композиторов. За годы гастролей в Норвегию сыграно несметное количество концертов, записано много компакт-дисков с новыми произведениями, некоторые специально созданы для оркестра и посвящены ему.
Полтора года назад известный дирижер и скрипач Валентин Жук выступил в Минске с нашим оркестром. Его впечатлила работа музыкантов. Он сразу же написал мне: «Женя, я готов приезжать к вам на любых условиях только ради удовольствия поработать с таким высококлассным коллективом». Такая оценка, по-моему, показательна.
Татьяна УСКОВА, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»