Кинокритик Росинский: центральное место в белорусском кинематографе занимает трэш-официоз
Культурное поле Беларуси заполнено трэш-официозом, а на периферии находятся островки белорусоцентризма. Так оценил ситуацию в белорусской культуре в целом и кинематографе в частности кинокритик Андрей Росинский, читая 23 марта в Могилеве публичную лекцию «Загадка современного белорусского стиля», сообщает БелаПАН.
По мнению Росинского, в настоящее время в развитии белорусского кино обозначились три направления: белорусоцентричное, где делается упор на Беларусь как ценность, кино «без места и содержания» и панславистское, где Беларусь представлена лишь как провинция России.
Центральное же место в белорусском кинематографе занимает трэш-официоз. По мнению кинокритика, это направление характеризуется «военно-эксплуатационным» кино с милитаристским содержанием, насквозь пронизанным «ГБфилией» и «шинельной эротикой». «У нас в кино трэш в варианте панславистского, милитарного бешенства», — подчеркнул Росинский.
По данным кинокритика, на «Беларусьфильме» за годы государственной независимости создано больше фильмов про войну, чем это было в советский период. Сегодня белорусский трэш-официоз экспортируется в Россию, добавил он. В создании таких «трэшевых» фильмов про войну Росинский видит «абсолютно бюрократическую процедуру списания денег». В массовом порядке создаются картины, непонятно на кого ориентированные и, по сути, не являющиеся патриотическими. Вместе с тем фильмы национальноцентричные, которые в других странах являлись бы стилем, в Беларуси смещены на периферию.
При этом Росинский высоко оценил белорусскую анимацию и документальное кино.
Несмотря на низкопробность белорусского игрового кино, критик видит факторы, способные изменить ситуацию к лучшему. Так, в настоящее время заметно движение снизу — когда простые люди сами начинают создавать фильмы, организовывать киношколы. Это движение Росинский уже характеризует как массовое, которое может привести к белорусскому культурному взрыву.