То, с чем трудно расстаться
21.03.2013
—
Новости Культуры
Беларусы ў фотаздымках Iсака Сербава. 1911–1912.Мiнск, Мастацкая энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi, 2012.
Книга–раритет, книга — домашний музей... Сто лет прошло с той поры, как этнограф Исаак Сербов отправился в научную экспедицию по Белоруссии, запечатлевая характерные типы жителей, их быт. Чудом его работы пережили революционные и военные перипетии. И сегодня мы можем всмотреться в лица предков, увидеть давно утраченные пейзажи и предметы. Высокое мастерство фотографа наделяет увиденное особым глубинным смыслом, даже какой–нибудь сарай или стог сена.
А какие лица у героев! Зрелище завораживает. И я не зря сказала об этой книге — «домашний музей». Потому что у многих из нас есть шанс увидеть в ней кого–то из своего рода или из рода своих знакомых. Запоминающиеся облики, старинные имена... Вот гончар Лигор Гмир возле своего инструмента, Мина Митрахович кладет воз, пастушка Палашка Клубук плетет постолы, маленький Пилип Принчук пасет гусей.
А вот шляхтянки Алена Жито и Гануся и Катя Канцелерчик из местечка Медведичи — то босые, в платочках, то в праздничных одеждах. «Праўда, мясцовыя шляхцiчы больш чым заможныя, але яны, як i ўсе беларусы, сцiплыя, сарамлiвыя i дабрадушныя. У пабудовах, прыладах, хатнiм начыннi i адзеннi яны захавалi як старадаўнi тып iх, так i назвы беларуса–дрыгавiча. Старыя яшчэ даношваюць свiтку з вусамi i намiтку цi чырвоны каптур. Я запiсаў да 20 побытавых i абрадавых песень з голасу 55–гадовай Ганны Канцэлерчык», — пишет Исаак Сербов. Прекрасно изданный альбом, получивший много наград на книжных выставках, будет хорошим подарком для каждого неравнодушного к истории.
Людмила Улицкая. Священный мусор.Москва, Астрель, 2012.
Без сомнения, сборник лучше всего читать поклонникам творчества Улицкой или тем, кто хотя бы знаком с ее произведениями. Получится любопытное уточнение, дополнение к личности автора, к истории создания ее книг. Ибо параллельно с тем, как Улицкая писала «Казус Кукоцкого», «Даниэля Штайна», «Зеленый шатер», она давала интервью, выступала на международных форумах, делала заметки...
Вот этот «священный мусор» писательница собрала с маргиналий своего бытия под одной обложкой. Улицкая сравнивает получившееся с коробкой, в которую сложено то, с чем трудно расстаться, от треснувшей фарфоровой пиалы прадеда до куска клеенки из роддома с фамилией младенца. Фрагменты разной ценности, весьма условно складывающиеся в некое условное панно.
Рассуждения о читателе будущего и о Борисе Пастернаке, о феминизме и брошенных детях, воспоминания о подругах детства и бабушках–дедушках.
Писательница зачастую остра на язык и парадоксальна, противоречит самой себе, задевает «священных коров», с ней хочется спорить, иногда даже очень хочется. Но стоит ли? Ведь это даже не книга в полноценном значении слова и даже не тот сор, о котором писала Ахматова, из коего «растут стихи, не ведая стыда», не материал для производства, а его побочный продукт. Конечно, и для него найдется читатель.
Книга–раритет, книга — домашний музей... Сто лет прошло с той поры, как этнограф Исаак Сербов отправился в научную экспедицию по Белоруссии, запечатлевая характерные типы жителей, их быт. Чудом его работы пережили революционные и военные перипетии. И сегодня мы можем всмотреться в лица предков, увидеть давно утраченные пейзажи и предметы. Высокое мастерство фотографа наделяет увиденное особым глубинным смыслом, даже какой–нибудь сарай или стог сена.
А какие лица у героев! Зрелище завораживает. И я не зря сказала об этой книге — «домашний музей». Потому что у многих из нас есть шанс увидеть в ней кого–то из своего рода или из рода своих знакомых. Запоминающиеся облики, старинные имена... Вот гончар Лигор Гмир возле своего инструмента, Мина Митрахович кладет воз, пастушка Палашка Клубук плетет постолы, маленький Пилип Принчук пасет гусей.
А вот шляхтянки Алена Жито и Гануся и Катя Канцелерчик из местечка Медведичи — то босые, в платочках, то в праздничных одеждах. «Праўда, мясцовыя шляхцiчы больш чым заможныя, але яны, як i ўсе беларусы, сцiплыя, сарамлiвыя i дабрадушныя. У пабудовах, прыладах, хатнiм начыннi i адзеннi яны захавалi як старадаўнi тып iх, так i назвы беларуса–дрыгавiча. Старыя яшчэ даношваюць свiтку з вусамi i намiтку цi чырвоны каптур. Я запiсаў да 20 побытавых i абрадавых песень з голасу 55–гадовай Ганны Канцэлерчык», — пишет Исаак Сербов. Прекрасно изданный альбом, получивший много наград на книжных выставках, будет хорошим подарком для каждого неравнодушного к истории.
Людмила Улицкая. Священный мусор.Москва, Астрель, 2012.
Без сомнения, сборник лучше всего читать поклонникам творчества Улицкой или тем, кто хотя бы знаком с ее произведениями. Получится любопытное уточнение, дополнение к личности автора, к истории создания ее книг. Ибо параллельно с тем, как Улицкая писала «Казус Кукоцкого», «Даниэля Штайна», «Зеленый шатер», она давала интервью, выступала на международных форумах, делала заметки...
Вот этот «священный мусор» писательница собрала с маргиналий своего бытия под одной обложкой. Улицкая сравнивает получившееся с коробкой, в которую сложено то, с чем трудно расстаться, от треснувшей фарфоровой пиалы прадеда до куска клеенки из роддома с фамилией младенца. Фрагменты разной ценности, весьма условно складывающиеся в некое условное панно.
Рассуждения о читателе будущего и о Борисе Пастернаке, о феминизме и брошенных детях, воспоминания о подругах детства и бабушках–дедушках.
Писательница зачастую остра на язык и парадоксальна, противоречит самой себе, задевает «священных коров», с ней хочется спорить, иногда даже очень хочется. Но стоит ли? Ведь это даже не книга в полноценном значении слова и даже не тот сор, о котором писала Ахматова, из коего «растут стихи, не ведая стыда», не материал для производства, а его побочный продукт. Конечно, и для него найдется читатель.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ