Анна Силивончик: "От микки маусов и террористов уже тошнит"
11.03.2013 13:31
—
Новости Культуры
Анна Силивончик: "От микки маусов и террористов уже тошнит"
Художница Анна Силивончик – один из самых ярких персонажей современного белорусского искусства. Ее стиль узнаваем моментально: сказочные образы будто нарезаны из цветной бумаги, а метафоры - искренни и иногда не по-детски откровенны.
За последние несколько лет Анна организовала больше 20 персональных выставок в Беларуси, России, Украине и Германии, написала и проиллюстрировала несколько книг для самых маленьких, а также была награждена медалью "Талант и призвание". Вместе с мужем – живописцем Василием Пешкуном она воспитала дочь Марию. TUT.BY попал в мастерскую творческого семейства на зеленый чай и ушки, засыпав художницу вопросами о секретах художественного успеха в Беларуси, маркетинге в социальных сетях и извращениях в современном искусстве.
За последние несколько лет Анна организовала больше 20 персональных выставок в Беларуси, России, Украине и Германии, написала и проиллюстрировала несколько книг для самых маленьких, а также была награждена медалью "Талант и призвание". Вместе с мужем – живописцем Василием Пешкуном она воспитала дочь Марию. TUT.BY попал в мастерскую творческого семейства на зеленый чай и ушки, засыпав художницу вопросами о секретах художественного успеха в Беларуси, маркетинге в социальных сетях и извращениях в современном искусстве.
"Никогда никто не начинал сразу хорошо делать что-то для себя абсолютно новое"
Я уже давно определила для себя жанр, в котором работаю. То, что происходит на моих холстах – мои личные размышления по поводу реальности. Информация поступает постоянно, есть многое, что меня волнует, интересует, накапливается, будь то агрессия или сексуальность, а потом каким-то образом "выплескивается" и обретает форму картины. Словно после сна, утром ты просыпаешься, анализируешь, пытаешься понять. Своеобразное продолжение и переосмысление реальности.
Вот многие думают: художник рисует какую-то ерунду, но ведь если бы он этого не делал, то может порубил бы всех или собак насиловал… Есть люди, которые считают, что чем делать что-то плохо, лучше вообще ничего не делать. Я категорически против. Если хочется – делай, как можешь. Ведь никогда никто не начинал сразу хорошо делать что-то для себя абсолютно новое. Наверное, бывают гении, но вообще всегда все начинают с какой-то ерунды, понимание, совершенствование приходит только потом. Сначала ведь и дети ходят коряво, и говорят с ошибками, и готовить ты сначала будешь отраву, до того как муж осмелится твою пищу есть и хвалить.
О художниках и художницах
Когда я вспоминаю свои годы во время и после Академии, то понимаю, что быть художником-девушкой очень сложно. Сначала ты ходишь по галереям, предлагаешь что-то, попрошайничаешь. А галереи в ответ: "ну нет, у нас тут план, все занято, вы позвоните потом, подойдите попозже… ." Большинство людей при этом тебя не воспринимают вообще: пришла какая-то малолетка, выглядит несерьезно. На работы и не взглянут даже. Со временем и с возрастом, потихоньку начинаешь выставляться, ездить, глядишь - тебе уже сами галереи начинают предлагать чего-то. А потом наступает момент, когда никуда ходить не нужно, а из предложений уже можно что-то выбирать и предлагать свои условия.
Положа руку на сердце, могу сказать, что для меня идеальный образ художника – это все-таки мужчина. Я думаю, что, по-хорошему, это даже не просто мужчина, а мужчина-фанатик. Знаете, женщина-фанатик это как-то нездорово совсем... Женщине-художнику и так приходится совмещать и искусство, и семью. А вот мужчина-фанатик, у которого дома голодающие жена и дети, а он идет покупать себе краски – это как-то гордо и романтично! Вот он идет заниматься любимым делом! И ему все равно, что сейчас модно или немодно, потому что он будет делать, что ему взбредет, потому что у него все горит!
Куратор в Сирии или личная свобода?
Была у меня недавно такая история… Собирался один сириец открывать галерею. У него по другому бизнесу были связи с Беларусью, кто-то ему посоветовал поинтересоваться искусством, вот он ходил и выбирал молодых художников и не очень. Сириец этот планировал сделать контракт, согласно которому ты начинал работать только с ним: он покупал бы все твои работы, печатал бы каталоги, рекламу... И хотя у меня раньше и были мысли, что неплохо было бы, если бы какой-то специальный человек всем этим занимался, но с другой стороны… я поняла, что подобный контракт меня бы очень сильно ограничивал. Получается, что без ведома этого человека ты не можешь нигде поучаствовать или что-то сделать. У него могут быть свои интересы, а у тебя – свои. Нет, поразмыслила я, все-таки я такого куратора не хочу. Как-то свобода дороже…
Почувствовать себя депутатом в Ташкенте…
Выставки мои проходят все же чаще в ближнем зарубежье. Так удобнее, не нужно никуда все тащить и везти. Сами предложения поступают разные, например, в Израиль. Но как туда везти работы? Стоит ли тратить время и силы на их оформление и организацию поездки?
Для меня самое приятное в выставках - это совсем не продажи, а куча знакомств, общение, особенно с людьми, которых знаешь только по интернету. В 2007 году, например, мы ездили с мужем Василием Петровичем в Узбекистан на Ташкентское биеннале. Могу сказать, что ни до, ни после этой поездки нас нигде так ни принимали. Восточное радушие и гостеприимство! Для гостей было все: кормили, гуляли, развлекали, а ты лежишь и пузо чешешь. Будто и не художник приехал, а депутат.
Про мысль, которая материальна
Я верю в то, что мысль материальна. Иногда я мечтаю о чем-либо, о чем-то думаю или даже пытаюсь в этом направлении что-то делать, а потом - раз, через пару лет, и эта самая мечта идет прямо в руки! Поступает то самое предложение, о котором мечтал.
Например, я давно хотела сделать книгу с моими картинами и текстами. Издавать за свой счет конечно можно, но тогда встает вопрос о реализации. Нужно этим заниматься, куда-то потом сдавать, волноваться, чтобы окупилось. Но вот в 2012 году издательство, в которое 4 года до этого я приносила свои работы и предлагала услуги художника, само предложило мне сотрудничество. Так появилась книга "Дзе Купала начавала".
Об извращенцах в искусстве
Есть вещи и темы, которые меня интересуют и есть которые не интересуют совсем. Допустим, на тему политики я не рисую не потому, что не хочу лезть на рожон, нарываться, а потому что это совсем не мое. Я также против спекуляции политическим темами. Когда люди вытаскают жареное, только чтобы привлечь внимание к собственной персоне – это не искусство.
Есть несколько тем, которые всегда будут вызывать интерес. Например, наверняка про тебя будут говорить и писать, если ты выставишь современных политических деятелей в каком-нибудь неприглядном или забавном свете, изобразишь что-то по теме массовой культуры или церкви. Условно говоря, нарисовать как Путин сношается с патриархом, а рядом - микки маус в крови или террорист ползет. Вот это бомба! Нарисовать можно, слепить – что угодно. Честно скажу, от микки маусов и террористов уже тошнит! Когда поднимаешь такие темы, нужно говорить откровенно новое, либо каким-то новым способом.
Моя дочь Маша считает нормальным в нашей семье только папу, который рисует в основном пейзажи и натюрморты. Меня она называет "извращенкой", видя, что я рисую голых людей на холсте. Детей-то ругают, если они на уроке изобразят, допустим, голую тетю. Учительница ее за это вряд ли не похвалит. А символизм или другие смыслы, которые я вкладываю в образы, она пока не понимает, хотя сама человек достаточно творческий. То дверь в свою комнату украсит, то пластилиновую ручку рядом с настоящей зачем-то прилепит…
"Чем больше движения, тем лучше"
В привлечении новой аудитории для меня большую боль сыграл интернет. По возможности, я стараюсь ни от каких предложений не отказываться, находить время для самых разных направлений творчества: от размещения работ на открытках или подушках, до написания и иллюстрации книг или создания благотворительный календарей. Последнее время часто получается, что выставка где-то проходит, а я сама туда не доезжаю. В таких ситуациях важен момент доверия - не всякий художник отправит работу на выставку, где людей он знает только по интернету. Мало ли – вдруг работа не вернется?
Чем сегодня хорош интернет и социальные сети для пиара художник? Во-первых, меньше тратишь времени. Одно дело - ты ходишь по галереям, предлагая свои работы, и слышишь отказы в ответ, другое дело – ты разослал 100 писем, и тебе просто не отвечают. Или отвечают: да, давайте сделаем выставку, это стоит столько-то.
Мое правило таково: чем больше происходит движения, тем лучше. Чем больше двигаешься, общаешься, светишься, тем больше людей, которые тебя видят и знают. Ничего сложного нет. В социальных сетях сидит регулярно куча народу, но цели у всех разные. Кто-то использует, чтобы пообщаться с людьми, которых он и так в реальной жизни видит. Что касается меня, то пообщаться я люблю все же лично. А вот выставить работу в интернете – то же самое, что и на выставке, только ее увидит гораздо больше людей. Кроме того, разве не интересно получить взгляд со стороны от сотен людей из разных стран, большинство которых ты никогда не видел? Плюс, благодаря социальным сетям поступают всякие интересные предложения о выставках и сотрудничестве.
Главное, что нужно понимать, что если уже ввязался в выставку, то нужно быть честным и делать все от тебя зависящее. Иначе можно вот дома работу повесить и никто об это не узнает.