Писатель Владимир Козлов дебютировал в кино на «Десятку»
Российский писатель с белорусскими корнями, автор нашумевшего сборника «Гопники» и произведений нон-фикшн Владимир Козлов увлекся кино и принял самое активное и непосредственное участие в любительском проекте по экранизации собственной повести.
История создания фильма началась около двух лет назад, когда к Владимиру Козлову через социальную сеть «ВКонтакте» обратился челябинец Евгений Графов, попросивший у него права на экранизацию романа «Плацкарт». Графов хотел снять по роману безбюджетный полнометражный игровой фильм, но права на экранизацию этой книги были уже проданы.
«Меня впечатлило, что человек готов на энтузиазме, без бюджета снимать фильм, и через некоторое время я подумал, что у меня есть повесть, которую можно перенести в наше время и снять безбюджетный полнометражный фильм», — рассказал Владимир Козлов в интервью Naviny.by.
При выборе произведения для экранизации Козлов руководствовался двумя вопросами: какую историю можно адаптировать для безбюджетной съемки и какая будет наиболее актуальной.
«Я выбрал историю человека, который находится в состоянии полной дезориентации в реальности, в которой он живет. Эта тема мне вообще близка, и мне кажется, что достаточно много молодых людей живут в таком состоянии», — говорит писатель.
Повесть в сценарий Козлов переписал сам. «Для меня это был первый опыт адаптации собственного текста», — рассказывал он.
В повести действие происходит в 1990 году в Могилеве. Перспективный футболист получает травму и вынужден рано закончить спортивную карьеру и вернуться домой. Хотя история и универсальна, она все же привязана ко времени, а поскольку воссоздавать в фильме 1990-е было бы слишком дорого, историю решили осовременить и переместить в «неназванный» город.
Съемки фильма проходили в сентябре 2011 года в Челябинске и длились всего восемь дней. По словам Козлова, существует две технологии съемок безбюджетного кино. В первом случае его снимают урывками, в дни, когда съемочная группа может собраться вместе, во втором — за несколько дней, когда участники группы специально освобождаются и занимаются только съемками.
«Я сторонник второго подхода, потому что это помогает сделать фильм на одном дыхании за счет энергетики и драйва, который присутствует на съемочной площадке, где мы находимся в движении с 8 утра до поздней ночи», — рассказывает Козлов.
Однако это не значит, что съемки длились круглые сутки — группа делала перерыв на ночь, хотя, по словам писателя, бывали дни, когда съемки начинались в 8-9 утра, а заканчивались уже за полночь.
Людей для съемок набирали практически с челябинских улиц — через специальную группу «ВКонтакте». «Таким образом мы нашли около 80% всей съемочной группы. Остальные были знакомыми Евгения», — сказал писатель.
Пробы актеров проводил Евгений Графов, разделивший на проекте с Владимиром Козловым тяготы продюсерства и режиссуры, а потом отправлял видеофайлы Козлову.
«Мы отбирали непрофессионалов, искали людей, у которых есть интуиция, благодаря которой они смогут сыграть. Мы не хотели использовать традиционные актерские техники, — вспоминает Козлов. — Единственное, что объединяет этих людей — это интерес к творческим проектам и желание поучаствовать в них на энтузиазме. Бюджета никакого не было, денег никто не получал, но никто об этом даже не заговорил, и не было ситуаций, когда кто-то не пришел бы на съемки, не предупредив. Энтузиазм людей меня по-хорошему поразил».
Фильм снимался на камеру Canon EOS 7D. По мнению Козлова, этот аппарат «обеспечивает картинку не хуже более дорогих камер»: «Технологии стали достаточно доступны, вопрос был только в том, чтобы найти оператора, который сумеет пользоваться этой технологией и, имея эту камеру, сможет действительно снять качественно».
У самого Козлова небольшой опыт съемок был — он некоторое время работал над созданием документальных фильмов для телевидения, был задействован в еще одном кинопроекте с минимальным бюджетом, который так и не был реализован. Также писатель один год учился в киношколе за рубежом, поэтому владеет некоторыми теоретическими знаниями. Все остальные участники команды опыта не имели вообще. По словам Козлова, фильм создавался «методом проб и ошибок».
Много времени ушло на постпродакшн фильма. Оказалось, что во время съемок был некачественно записан звук, поэтому группе пришлось с ним изрядно повозиться. В результате проблема была с большего решена. По словам Козлова, трудности с восприятием звука возникают в начале, но потом зритель привыкает и уже не замечает дефекта.
Презентация фильма прошла 26 февраля на международном фестивале кинематографических дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, однако создатели не ждут никаких наград и считают признанием само участие фильма в фестивале.
Как рассказал Владимир Козлов, на презентации фильм был воспринят двояко: кому-то однозначно понравился, потому что были и аплодисменты, и положительные отзывы, но были в зале и люди, которые обвинили создателей в пропаганде аморального образа жизни и алкоголизма.
«Хотя я считаю, что эти люди как раз ничего и не поняли, потому что мы, наоборот, говорили, что все это плохо, — отмечает Козлов. — В целом я доволен, потому что фильм неоднозначный, и чего-то подобного я ожидал».
«Мы особо не надеемся на награды. Это очень неординарный проект, снятый практически без бюджета. 90% актеров непрофессионалы и у 95% съемочной группы никогда не было опыта в кино. Для нас важен сам факт попадания на фестиваль. Если нас пригласили, значит, нас признали фильмом», — сказал писатель.
После фестиваля фильм будет показан в Челябинске. В ближайшее время «Десятку» можно будет увидеть в Екатеринбурге и на фестивале студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» в Москве.
«Хотелось бы показать его в Беларуси. Пока конкретного варианта нет, но мне говорили, что теоретически заинтересованность есть, а с нашей стороны заинтересованность есть однозначно, поэтому будем надеяться, что за ближайшую весну сможем показать фильм», — отметил Владимир Козлов.
По его словам, после театральных показов фильм планируется выложить в интернет, но не на торренты, а на легальные видеосервисы: «Мы не надеемся заработать какие-то деньги, просто хотим иметь какой-то контроль над его распространением и показом в интернете».
Козлов также планирует экранизировать свой роман «Домой», но этот проект, по его мнению, будет сложнее, и совсем без бюджета реализовать его будет невозможно.
Анастасия СОЛОНОВИЧ