"Мы все утонем": на экраны вышел фильм-катастрофа "Метро"
22.02.2013 17:40
—
Новости Культуры
На 21 февраля в белорусском и российском прокате пришлось сразу несколько "ударных" премьер. Это и "Метро", и "Возвращение героя" со Шварценеггером, а в Москве зрители могут сходить на "Стукача" с Дуэйном "Скалой" Джонсоном. Мы выбрали "Метро" - и, похоже, не прогадали.
Антон Мегердичев, бывший монтажер "Намедни", снявший "Бой с тенью - 2" и мутный "Темный мир в 3D", наконец-то поймал кураж и выдал-таки действительно зрелищный фильм. По крайней мере, ему удалось замечательно адаптировать один из множества "страшных" текстов о метрополитене. Книжек ужасов про метро немало: достаточно вспомнить только ставший культовым роман с продолжением "Метро 2033" Глуховского. Но там - "постапокалипсис", как его принято называть, всякие мутировавшие чудовища и добрые дядьки-убийцы. Хотя сюжет продуман хорошо, но мы сейчас не об этом. А о вполне предсказуемом варианте событий: в тоннели метро хлынула вода. Чего далеко ходить: в 1974-м при постройке одной из станций ленинградского метро как раз такая катастрофа и произошла. Более того: фильм "Прорыв" 1986 года, сделанного по мотивам тех событий, снимал оператор Сергей Астахов - тот самый, что сейчас снимал "Метро". Словом, фильм интересен хотя бы тем, что такое действительно может быть. Это вам не насквозь рисованные "Аватар" и "Обливион".
Какое-то негласное правило установилось в фильмах-катастрофах: в начале ленты у главных героев должны быть личные проблемы. Что "Экипаж", что "Неуправляемый", что "Метро". Классический любовный треугольник. Наверное, это делается для того, чтобы женская половина зрителей тоже пошла на этот фильм: все эти измены, разлуки, возвращения, хэппи-энд. А то если будет лишь катастрофа без сентиментального сюжета (вспомните "Глубокое синее море", где главные герои умирают один за другим), то фильм обречен стать "мальчиковым". А продюсерам надо, чтобы и девочки тоже ходили на сеанс.
Итак, главные герои: хирург Андрей Гарин (Сергей Пускепалис), его жена Ирина (Светлана Ходченкова), "третий лишний" Константинов (Анатолий Белый) и Ксюша, дочка Андрея и Ирины. Девочка понимает, что в семье какой-то разлад, и потому язвит на каждом шагу. Удивительно, что в фильме ее за это даже не ранило. Константинов - это бывший сокурсник Андрея и Ирины, который после учебы исчез на 12 лет, а теперь вот вернулся успешным риэлтером: занимается точечной застройкой центра Москвы. Косвенно именно он виноват в катастрофе: в результате такого хаотического уплотнения давление зданий на подземный коллектор Москва-реки, построенный еще в 35-м, возросло многократно, что и привело к затоплению подземки. Так случилось, что и Андрей с дочкой, и Константинов, застрявший в пробке, оказались в одном и том же составе метро. Иначе не было бы драмы. Ну, а дальше сюжетная линия понятна: враги должны объединиться, чтобы выжить. Прям как в "U-429: подводная тюрьма".
Несмотря на неизбежное использование компьютерных спецэффектов, в этом фильме очень, очень высока доля натуральных и макетных съемок. Так, для основных подземных съемок построили 117-метровый герметичный тоннель в натуральную величину, - именно там и снимали затопление. Кроме того, закупили несколько списанных вагонов метро, а также построили макеты тоннеля и поездов в масштабе 1:3.
Действие по сюжету происходит на станции метро "Садовая", которая располагается на Кольцевой линии в юго-западной ее части, между "парком Культуры" и "Киевской". Также на перегоне находится законсервированная станция "Бородинская". Несмотря на то, что в московской подземке действительно немало "станций-призраков" и заделов под будущие станции, в указанном месте "коричневой" ветки ничего подобного нету, равно как и самой станции "Садовая". В этой, кстати, можно узнать станцию "Московская" метрополитена Самары. А в качестве входа на станцию использовали один из офисов "Ростелекома" в Дашковом переулке, который находится совсем не там, где должен быть выход из метро. Поначалу была договоренность о съемках с московским метро, но после того, как уволили ее начальника Дмитрия Гаева, контракт разорвали. Довольно похож на Гаева сыгравший роль начальника подземки Владимир Стержаков. А Анатолий Котенев играет мэра, в котором трудно не узнать Дмитрия Собянина.
Потоки воды раздолбали поезд вдребезги, горы трупов, а живые выбираются по путям в сторону станции. И здесь мы видим одно из технических несоответствий. Кто хоть раз ходил пешком по перегонам метро (хм, а кто из зрителей ходил-то?), помнит, что там не ровный пол, а рельсы-шпалы, причем под шпалами находится желоб глубиной в несколько десятков сантиметров (не считая высоты шпал). И вот десятки людей бредут по колено в воде, и почти ни один из них не проваливается между шпалами! Это оттого так, что в рукотворном тоннеле, где снимали эти кадры, вместо шпал и желоба был обычный ровный пол для удобства актеров.
Другая крупная техническая промашка связана с уровнем воды в тоннеле. То мы видим прямо-таки ниагарские водопады с потолка, и начальник метро утверждает, что всю кольцевую линию может затопить за несколько минут, то уже воды всего по щиколотку и она как будто бы не прибывает, словно чтобы оставшиеся в живых пассажиры успели спастись. А потом ее становится уже по пояс и она снова начинает прибывать. Но это еще ладно. В начале фильма помощник машиниста поезда №17 Вася (его сыграл сын Андрея Макаревича Иван), утверждая, что он с 15 лет в диггерах, роняет фразу, что, мол, вентшахту на "Бородинской" зачем-то замаскировали под ливнесток. Конечно же, по ходу сюжета наши главные герои оказались в этой вентшахте и пытаются выбраться на поверхность. При этом они обсуждают физические процессы в сообщающихся сосудах. И вот в какой-то момент уровень грунтовых подземной реки повышается настолько, что доходит почти до самой решетки ливнестока. Решетка эта находится на Новодевьчем проезде, - это упоминает сам диггер Вася. Благодаря панорамным съемкам в фильме и характерному продуктовому магазину местоположение этой решетки несложно локализовать - напротив дома №4 (правда, на Яндекс-Панорамах на ней припаркован автомобиль). Получается, что подземная речка поднялась выше Большого Новодевичьего пруда и выше уровня Москва-реки! Надо думать, фанаты фильма сейчас станут приезжать к той самой решетке, хотя данную сцену с попыткой освободиться из вентшахты снимали в павильонах киностудии.
И вот еще непонятные моменты. Пленники подземелья дозваниваются по телефону до Ирины и говорят ей, что они "в бункере". Диггер Вася понимает, что это должна быть именно та самая замаскированная вентшахта. Других вентшахт в перегоне как будто не существует, а ведь спасатели даже не знают, в какую сторону пошли наши герои. И что, кстати, происходит в соседнем перегоне, где движутся встречные поезда? Ведь его тоже должно было затопить, а там тоже шел какой-то состав, - что стало с ним? Почему в тоннель отправляются только три горноспасателя (начальник метро отмечает, что это отобрали самых лучших)? Неужто только трое будут вызволять из водного плена десятки раненых, которые там еще могут остаться? Почему в тоннеле герои светят только амулетом-фонариком Ксюши, хотя у Андрея смартфон Nokia 5500 Sport, в котором есть фонарик, включаемый одним нажатием "звездочки"?
Радует то, что в фильме напрочь отсутствует продакт-плейсмент, что при бюджете в 9 миллионов долларов выглядит удивительно. У Ирины - iPhone, у Андрея - Nokia, у Константинова - какой-то еще телефон, который быстро разрядился. На работе у Ирины компьютеры Mac, ездит она на Hyundai, Константинов - на Mercedes. Кабы фильм снимал Бекмамбетов, нам бы по полминуты демонстрировали названия торговым марок, - и тогда у всех поголовно были бы "айфоны".
Заканчивается фильм хэппи-эндом, - ведь аудитория это любит. Жена вернулась к мужу, собачка Тявка спасена, над всей Москвой безоблачное небо. А если вдаваться в детали, то фильм заканчивается никак. Андрей и Константинов, еще полчаса назад избивающие и пытающиеся утопить друг друга на "Бородинской", расстаются на поверхности вообще без каких-либо слов. Просто разъехались - и все. На Константинова даже метеорит не упал.
Фильм - интересный. Снято - классно. Косяков - немного. Компьютерная графика - незаметна. Юмор - есть. Сходите.
Александр Лычавко, OPEN.BY
Антон Мегердичев, бывший монтажер "Намедни", снявший "Бой с тенью - 2" и мутный "Темный мир в 3D", наконец-то поймал кураж и выдал-таки действительно зрелищный фильм. По крайней мере, ему удалось замечательно адаптировать один из множества "страшных" текстов о метрополитене. Книжек ужасов про метро немало: достаточно вспомнить только ставший культовым роман с продолжением "Метро 2033" Глуховского. Но там - "постапокалипсис", как его принято называть, всякие мутировавшие чудовища и добрые дядьки-убийцы. Хотя сюжет продуман хорошо, но мы сейчас не об этом. А о вполне предсказуемом варианте событий: в тоннели метро хлынула вода. Чего далеко ходить: в 1974-м при постройке одной из станций ленинградского метро как раз такая катастрофа и произошла. Более того: фильм "Прорыв" 1986 года, сделанного по мотивам тех событий, снимал оператор Сергей Астахов - тот самый, что сейчас снимал "Метро". Словом, фильм интересен хотя бы тем, что такое действительно может быть. Это вам не насквозь рисованные "Аватар" и "Обливион".
Какое-то негласное правило установилось в фильмах-катастрофах: в начале ленты у главных героев должны быть личные проблемы. Что "Экипаж", что "Неуправляемый", что "Метро". Классический любовный треугольник. Наверное, это делается для того, чтобы женская половина зрителей тоже пошла на этот фильм: все эти измены, разлуки, возвращения, хэппи-энд. А то если будет лишь катастрофа без сентиментального сюжета (вспомните "Глубокое синее море", где главные герои умирают один за другим), то фильм обречен стать "мальчиковым". А продюсерам надо, чтобы и девочки тоже ходили на сеанс.
Итак, главные герои: хирург Андрей Гарин (Сергей Пускепалис), его жена Ирина (Светлана Ходченкова), "третий лишний" Константинов (Анатолий Белый) и Ксюша, дочка Андрея и Ирины. Девочка понимает, что в семье какой-то разлад, и потому язвит на каждом шагу. Удивительно, что в фильме ее за это даже не ранило. Константинов - это бывший сокурсник Андрея и Ирины, который после учебы исчез на 12 лет, а теперь вот вернулся успешным риэлтером: занимается точечной застройкой центра Москвы. Косвенно именно он виноват в катастрофе: в результате такого хаотического уплотнения давление зданий на подземный коллектор Москва-реки, построенный еще в 35-м, возросло многократно, что и привело к затоплению подземки. Так случилось, что и Андрей с дочкой, и Константинов, застрявший в пробке, оказались в одном и том же составе метро. Иначе не было бы драмы. Ну, а дальше сюжетная линия понятна: враги должны объединиться, чтобы выжить. Прям как в "U-429: подводная тюрьма".
Несмотря на неизбежное использование компьютерных спецэффектов, в этом фильме очень, очень высока доля натуральных и макетных съемок. Так, для основных подземных съемок построили 117-метровый герметичный тоннель в натуральную величину, - именно там и снимали затопление. Кроме того, закупили несколько списанных вагонов метро, а также построили макеты тоннеля и поездов в масштабе 1:3.
Действие по сюжету происходит на станции метро "Садовая", которая располагается на Кольцевой линии в юго-западной ее части, между "парком Культуры" и "Киевской". Также на перегоне находится законсервированная станция "Бородинская". Несмотря на то, что в московской подземке действительно немало "станций-призраков" и заделов под будущие станции, в указанном месте "коричневой" ветки ничего подобного нету, равно как и самой станции "Садовая". В этой, кстати, можно узнать станцию "Московская" метрополитена Самары. А в качестве входа на станцию использовали один из офисов "Ростелекома" в Дашковом переулке, который находится совсем не там, где должен быть выход из метро. Поначалу была договоренность о съемках с московским метро, но после того, как уволили ее начальника Дмитрия Гаева, контракт разорвали. Довольно похож на Гаева сыгравший роль начальника подземки Владимир Стержаков. А Анатолий Котенев играет мэра, в котором трудно не узнать Дмитрия Собянина.
Потоки воды раздолбали поезд вдребезги, горы трупов, а живые выбираются по путям в сторону станции. И здесь мы видим одно из технических несоответствий. Кто хоть раз ходил пешком по перегонам метро (хм, а кто из зрителей ходил-то?), помнит, что там не ровный пол, а рельсы-шпалы, причем под шпалами находится желоб глубиной в несколько десятков сантиметров (не считая высоты шпал). И вот десятки людей бредут по колено в воде, и почти ни один из них не проваливается между шпалами! Это оттого так, что в рукотворном тоннеле, где снимали эти кадры, вместо шпал и желоба был обычный ровный пол для удобства актеров.
Другая крупная техническая промашка связана с уровнем воды в тоннеле. То мы видим прямо-таки ниагарские водопады с потолка, и начальник метро утверждает, что всю кольцевую линию может затопить за несколько минут, то уже воды всего по щиколотку и она как будто бы не прибывает, словно чтобы оставшиеся в живых пассажиры успели спастись. А потом ее становится уже по пояс и она снова начинает прибывать. Но это еще ладно. В начале фильма помощник машиниста поезда №17 Вася (его сыграл сын Андрея Макаревича Иван), утверждая, что он с 15 лет в диггерах, роняет фразу, что, мол, вентшахту на "Бородинской" зачем-то замаскировали под ливнесток. Конечно же, по ходу сюжета наши главные герои оказались в этой вентшахте и пытаются выбраться на поверхность. При этом они обсуждают физические процессы в сообщающихся сосудах. И вот в какой-то момент уровень грунтовых подземной реки повышается настолько, что доходит почти до самой решетки ливнестока. Решетка эта находится на Новодевьчем проезде, - это упоминает сам диггер Вася. Благодаря панорамным съемкам в фильме и характерному продуктовому магазину местоположение этой решетки несложно локализовать - напротив дома №4 (правда, на Яндекс-Панорамах на ней припаркован автомобиль). Получается, что подземная речка поднялась выше Большого Новодевичьего пруда и выше уровня Москва-реки! Надо думать, фанаты фильма сейчас станут приезжать к той самой решетке, хотя данную сцену с попыткой освободиться из вентшахты снимали в павильонах киностудии.
И вот еще непонятные моменты. Пленники подземелья дозваниваются по телефону до Ирины и говорят ей, что они "в бункере". Диггер Вася понимает, что это должна быть именно та самая замаскированная вентшахта. Других вентшахт в перегоне как будто не существует, а ведь спасатели даже не знают, в какую сторону пошли наши герои. И что, кстати, происходит в соседнем перегоне, где движутся встречные поезда? Ведь его тоже должно было затопить, а там тоже шел какой-то состав, - что стало с ним? Почему в тоннель отправляются только три горноспасателя (начальник метро отмечает, что это отобрали самых лучших)? Неужто только трое будут вызволять из водного плена десятки раненых, которые там еще могут остаться? Почему в тоннеле герои светят только амулетом-фонариком Ксюши, хотя у Андрея смартфон Nokia 5500 Sport, в котором есть фонарик, включаемый одним нажатием "звездочки"?
Радует то, что в фильме напрочь отсутствует продакт-плейсмент, что при бюджете в 9 миллионов долларов выглядит удивительно. У Ирины - iPhone, у Андрея - Nokia, у Константинова - какой-то еще телефон, который быстро разрядился. На работе у Ирины компьютеры Mac, ездит она на Hyundai, Константинов - на Mercedes. Кабы фильм снимал Бекмамбетов, нам бы по полминуты демонстрировали названия торговым марок, - и тогда у всех поголовно были бы "айфоны".
Заканчивается фильм хэппи-эндом, - ведь аудитория это любит. Жена вернулась к мужу, собачка Тявка спасена, над всей Москвой безоблачное небо. А если вдаваться в детали, то фильм заканчивается никак. Андрей и Константинов, еще полчаса назад избивающие и пытающиеся утопить друг друга на "Бородинской", расстаются на поверхности вообще без каких-либо слов. Просто разъехались - и все. На Константинова даже метеорит не упал.
Фильм - интересный. Снято - классно. Косяков - немного. Компьютерная графика - незаметна. Юмор - есть. Сходите.
Александр Лычавко, OPEN.BY