Искусство периферии: каковы перспективы у пластических театров в Беларуси

Источник материала:  
19.02.2013 10:40 — Новости Культуры
Искусство периферии: каковы перспективы у пластических театров в Беларуси Любое искусство можно, важно, и, если уж вам представилась уникальная возможность, нужно понять. Оболочка не всегда бывает "съедобна". Порой даже не все ингредиенты удастся "разжевать". Однако уловить суть - основной вкус - по силам среднестатистическому человеку, мало-мальски интересующемуся культурными веяниями. Особенно это касается современных форм искусства, которые потихоньку проникают в Беларусь.

На протяжении прошедшей недели минская публика могла почувствовать себя полноценным европейским зрителем, отправляющимся на спектакли давно популярных во всем мире пластических и танцевальных театров. Свои работы на фестиваль представили: пластический театр  "ИнЖест", экспериментальный театр  "Т(е)=АrТ", адекватный театр  "вКубе", Ирина Ануфриева, театр "Eye" , группа современной хореографии "Quadro", танц-театр "Галерея", театр танца "ОтражениЯ" , "SKVO’S DANCE COMPANY".
 
Все это изобилие танцевало, говорило, смеялось, изображало, временами молчало, кричало; поражало красками, костюмами, аудио- и видео-эффектами. Вызывая неоднозначные зрительские эмоции, взрывая устоявшееся, меняя представления о классических формах, белорусские актеры доказывали, что мы в мейнстриме; мы знаем, что такое пластические и танц-театры. И, зная это, успеваем улавливать мировые культурные тенденции.

Кроме того, "ПлаSтформа" дала возможность открытых обсуждений зрителей, критиков с актерами, режиссерами представленных работ, что демонстрировало образовательную сторону проекта. Эта особенность позволяет рассматривать  фестиваль не только в рамках культурного события.

На заключительной дискуссии "ПлаSтформы" ее организаторы и зарубежные гости рассуждали о том, как прошел форум, что удалось, а чего ему не хватило, и как они видят будущее развитие пластических и танц-театров в нашей стране.

"ПлаSтформа" - это первый подобный опыт в Беларуси и потому наверняка здесь есть положительные и отрицательные моменты. Какие бы вы отметили?

Вячеслав Иноземцев – актер, режиссер пластического театра "ИнЖест", главный организатор "ПлаSтформы":
 
- Я могу сказать, что на "ПлаSтформе" мы показали практически все, что у нас есть. И это было главной задачей. Конечно, может, стоило как-то отделять более профессиональные коллективы от еще начинающих. Во время подготовки Министерство культуры спрашивает меня: "Какой фестиваль вы собираетесь делать: любительских или профессиональных театров?". Я не знаю, я хочу делать фестиваль пластических театров! А вообще это сложный вопрос – кто есть профессионал, а кто любитель. Например, "ИнЖест" - это народный театр дома культуры "Интеграл" и, в то же время, коллектив, который получает гран-при на международных фестивалях. Например, в Люблине в Польше наравне со всеми театрами вообще, а не только среди уличных, мим- или пластических театров. Я понимаю, что на фестивале выступали театры с различными уровнями. Но это все, что есть, за исключением "Корняг-театр", "Доски", "Каракули", которых мы приглашали, но они не смогли . В общем, представили все, что есть, а вы судите сами.

Виталий Котовицкий – главный режиссер Белорусского молодёжного театра, доцент Академии искусств,бывший солист театра пантомимы "Рух":

- Все больше и больше ширится спектр танцевальных коллективов разных направлений. Конечно, уровень тоже разный, но это хорошо. Те, кто начинают – видят, учатся и будут тянуться – это замечательно. Ведь главное – сделать начало, отправную точку. Показать, что это существует и может развиваться. И мне кажется, сейчас начинается жизнь пластических театров в Беларуси. Замечательное начинание положено Вячеславом в этом направлении. И я думаю, год от года это направление будет только крепнуть и развиваться.

Анна Крулица – театральный и танцевальный критик, член основного совета Польского Института Музыки и Танца, член экспертного совета Польской Танцевальной Платформы 2012:

 - На самом деле я впервые присутствую на фестивале в Беларуси. Ранее я видела выступления спектакля "Галерея", который гастролировал в Польше, и мне казалось, что этот театр являет собой то, что происходит в данный момент в танцевальной среде в Беларуси. После этого фестиваля мне кажется, что здесь все по-другому. И то, что делает театр "Галерея" - это особенно само по себе, однако существуют и другие коллективы, хореографы, которые также самобытны. Мы в Польше очень редко пользуемся жанром пластического театра. С моей точки зрения то, что я увидела здесь – это более визуальный театр, чем пластический. Тем не менее для меня интересно то, как у вас танцовщики работают с телом, а также их сильная связь с традицией. То есть это не просто современный танец, как явление с Запада, а жажда соединить это с традицией.

Что представляет собой современный пластический театр в Беларуси?

Вячеслав Иноземцев:

 - Главное для меня - как рождается движение и как рождается слово. Этому надо учиться, и не важно: танец это или драматический театр. Если нет какой-то внутренней связи с самим собой, с миром вокруг тебя - все лишается смысла и становится экспериментом ради эксперимента. И если говорить о форме – это синтез, слияние форм. Мы с Юзефом недавно были на знаменитом фестивале во Франции "Лимимус" в Перего. Это один из известнейших в Европе фестиваль пантомимы. Однако там было все, кроме нее. Там был цирк, танец, было буто, уличный театр, перфомансы - и все это соединялось с живой музыкой, с визуальными объектами. Но в чистом виде пантомимы нет было. Как, в принципе, и других видов. И я вполне нормально чувствую себя, работая и с буто-танцорами, и с пантомимой, хотя некоторые говорят, что буто-танцоры ее не любят.  Неправда, если копаться до корней – все одно и то же. Везде есть желание быть глубже, есть желание достичь какой-то правды. Мне трудно проследить, как у нас это получается, но, думаю, такие моменты прослеживаются: как попытаться найти исконную суть театра, так и попытка соединить многие формы, стили, техники.

Светлана Улановская – балетный критик и исследователь современного танца, редактор портала "АртАктывіст\Тэатар":

- Театр танца, пластический театр в Беларуси, если говорить о социокультурном статусе, то это искусство одиночек, энтузиастов, это искусство периферии в сравнении с тем, что происходит в официальной культуре и то, что позиционирует официальная культура сегодня. Пластический театр и танц-театр в Беларуси – это искусство, которое имеет свою историю, но несмотря на это оно не оформилось в отдельное явление в рамках нашей культуры.

Дело в том, что у нас пока еще короткая история этого экспериментального современного движения. Все началось в 80-х годах, когда работал фольк-модерн театр Ларисы Симакович "Госьцица", были коллективы в Гродно в 90-е.  Но у нас не было такой длительной истории, как в Европе, и не было таких первооткрывателей, как в России, – Нежинского, Лопухова, Голизовского, Якобсона. Наши хореографы впрыгивали в уже уходящий поезд, когда у нас стал дозволен эксперимент. И многое усваивалось вплоть до подражания, копирования. Но это необходимо было пройти. Важный критерий современности равно, как и того времени, когда у нас только появились такие труппы – это личность автора, которая может пропустить через себя опыт, который необходимо усвоить, техники, способы работы с телом и создать на основе этого свой театр, свое искусство, свой способ работы с телом.

Что касается коллективов, которые были представлены на "ПлаSтформе", то я не видела здесь работы с телом за редким исключением. Очень было много необразованности. То есть сегодня хореографам нельзя начинать что-то с нуля, руководствуясь лишь тем, что ему это якобы нравится - и публике это, наверное, тоже должно нравится. Невозможно сегодня создавать свой современный театр без учета этого внутреннего опыта, который был в истории искусства современного движения. Были работы, которые демонстрировали высокую образованность хореографа, знание современной лексики и т.д. Но это на 90% была лексика Мацека.

Каковы перспективы у пластических и танц-театров в Беларуси?

Светлана  Улановская:

- "ПлаSтформа" мне кажется хорошим началом для развития пластических и танц-театров в Беларуси. Это достойно продолжения. Поскольку подобная платформа уже много лет существует  в разных европейских странах и в России в том числе.  
 
Юзеф Маркоцки:

 - Здесь есть потенциал. Уровень выступающих, конечно, был разный, но я думаю, что такого рода искусство будет развиваться в этой стране. Я вообще люблю фолк, сильно увлекаюсь славянской культурой. И думаю, что надо помнить о своих корнях, исходить из нашей культуры и развивать это.

Быть первопроходцем всегда сложно. Но это необходимо. В первую очередь самому первооткрывателю, а уж после и всем остальным. И то, что фестиваль "ПлаSтформа" состоялся, привлек внимание общественности, нашел своего зрителя – уже говорит о достойном начале развития современного театра танца в Беларуси и о той колоссальной работе, которую проделали организаторы. Путем поисков, перенимания опыта, контакта с зарубежными школами, молодые белорусские театры смогут обрести свой самобытный стиль. Но об этом позже. Пока же будем надеяться, что "ПлаSтформа" состоится в следующем году и обретет еще большие масштабы!

Наталья Шилина, OPEN.BY
←Морской музей откроется в Лиде 20 февраля

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика