История шутит с географией
Могилев привыкает к новому статусу. В нынешнем году он — культурная столица Беларуси и СНГ. А ведь когда–то городу прочили звание не временной, а постоянной столицы. О том, что в октябре 1937 года было принято постановление ЦК КП(б)Б о целесообразности ее переноса из Минска в Могилев, знают многие. Туристы до сих пор улавливают сходство Могилева со столицей. Огромные высотки на площади Ленина, широкие улицы, проспекты... Город действительно готовился стать столицей Белоруссии. Весной 1938–го был утвержден генплан его реконструкции. И — понеслось. По проекту Иосифа Лангбарда (его творения — Дом Правительства, Дом офицеров, Государственный театр оперы и балета в Минске) возвели Дом Советов. Напротив — огромное здание НКВД БССР. На фоне непрезентабельных трущоб оно выглядело величественно, как, видимо, и было задумано. Ныне в нем располагается Белорусско–Российский университет. Рядом понастроили высоток для партийной элиты, которая должна была перебраться в Могилев. Новую высотку на Советской площади и лангбардовский драмтеатр построить не успели. Но успели уничтожить древний Иосифовский собор, чтобы на его месте возвести гостиницу для членов правительства. Возведенный в 1798 году по проекту выдающегося архитектора Николая Львова в память о встрече в Могилеве в 1780–м российской императрицы Екатерины II с австрийским императором Иосифом II собор теперь можно увидеть лишь на старых фото. Жертвами нового строительства пали Спасский собор, кирха, синагога — образец деревянного зодчества XVIII века... Попали под удар городская Ратуша, дома губернатора, несколько костелов... Словом, Могилев потерял многое. А столицей так и не стал. Когда началась Вторая мировая война и граница СССР стала гораздо западнее, переносить ее из Минска уже не было смысла...
Эту историю я вспомнила в январе, когда сразу четыре наши области отмечали свое 75–летие. Могилевская, Гомельская, Витебская и Минская области ведут свое летосчисление (если можно так говорить о территориальных образованиях) с 15 января 1938 года. Почему, кстати? По этому поводу еще одна история.
Как известно, официальной датой провозглашения Советской Белоруссии считается 1 января 1919 года. Столицей стал Смоленск. Ненадолго. Уже 8 января 1919 года правительство переехало в Минск. 31 января 1919 года Советская Социалистическая Республика Белоруссия вышла из состава РСФСР, ее независимость официально признало правительство Советской России. При этом земли востока Белоруссии остались в составе РСФСР.
27 февраля 1919 года ССРБ объединилась с Литовской ССР в Литовско–Белорусскую Советскую Социалистическую Республику (ЛитБел). ЛитБел прекратила существование в результате польской оккупации в ходе советско–польской войны. По результатам Рижского мирного договора 1921 года к Польше отошли территории Западной Белоруссии. В марте 1924 и декабре 1926 года часть российской территории, а именно Витебской, Смоленской и Гомельской губерний, была передана БССР, и ее территория увеличилась более чем вдвое.
Привычные названия и в общем–то привычный вид областное деление Белоруссии получило 15 января 1938 года, когда был принят соответствующий закон и статья 29 Конституции СССР 1936 года изменилась кардинально. Вместо положения о том, что «Армянская ССР, Белорусская ССР, Туркменская ССР и Киргизская ССР не имеют в своем составе автономных республик, равно как краев и областей», стало записано: «Белорусская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Витебской, Гомельской, Минской, Могилевской, Полесской». В 1939 году к БССР присоединили и Западную Белоруссию, состоявшую из пяти областей: Барановичской, Белостокской, Брестской, Вилейской и Пинской.
Впоследствии многие области были упразднены, районы переименованы. К примеру, Кореличский район вышел из состава Барановичской области и вошел в Гродненскую. Немногие знают, что ранее он носил название Валевский. В 1944–м после упразднения Белостокской области новое имя получил Крынковский район — стал Берестовицким. В том же году Вилейскую область переименовали в Молодечненскую.
Конечно, история СССР полнится историями о переименованиях. В Белоруссии новые имена обрели более четырехсот деревень, местечек, городов...
В Могилевской области — два переименованных города. Пропойск, основанный в 1136 году как поселение Смоленского княжества, в старину называли Прупой, Пропошек, Прупошеск, Пропошеск. Имя Пропойск не смущало даже благородных особ: некогда Екатерина II подарила его князю Голицыну. Но в 1945–м город все же решили переименовать. В связи с присвоением почетного звания гвардейской дивизии, освобождавшей Пропойск от фашистов. По легенде новое имя — Славгород — придумал Сталин. Решил, что неблагозвучно прозвучит на параде в Москве клич: «Здравствуйте, гвардейцы–пропойцы!»
Впрочем, прежнее имя Славгорода на слуху. Его увековечил в своем стихотворении «Сказка о городе Пропойске» Константин Симонов.
А вот что Кировск до 1935 года был поселком Кочеричи, многие и не догадываются. Имение Кочеричи Бобруйского уезда известно с XIX века. С образованием в 1935 году Кировского района, названного в честь Сергея Кирова, временным центром района стала деревня Старцы. В 1939–м ее переименовали в Кирово, а на месте имения возвели поселок Кировск, куда позже и перенесли центр района. Памятник Сергею Мироновичу и ныне красуется возле райисполкома. Большинство приезжих по привычке издали принимают Кирова, стоящего, между прочим, на улице с одноименным названием, за Ильича. Ведь памятник Ленину долгие годы был непременным атрибутом главных городских площадей.
В честь другого известного советского деятеля — Феликса Дзержинского — переименовали в 1932 году Койданово в Минской области. Старинное поселение, возникшее в середине XII столетия, за долгую историю имя меняло трижды: Крутогорье, Койданов или Койданово, Дзержинск. Как водится, у исполкома тоже установили памятник в честь видного революционера. Девятью годами ранее, в 1923–м, еще один населенный пункт Минщины — Игумен — по политическим соображениям превратился в Червень.
В шестидесятые годы Дрисса, что на Витебщине, стала Верхнедвинском, городской поселок Шатилки в Гомельской области — Светлогорском.
В лучшую ли сторону изменилась жизнь местных жителей после переименования, сказать трудно. А вот могилевский историк Николай Борисенко не видит смысла в переименованиях:
— После смерти вождя мирового пролетариата Могилев предлагали назвать Ильичевском, Белыничи — Ленинском. Уже в наше время ветераны выступили с предложением переименовать Костюковичи в Маргелов, а Кличев — в Партизанск. Но ведь исконные имена — это пласт истории, и относиться к ним надо трепетно. Мы просто обязаны сохранить, донести до потомков то, что было возведено, увековечено до нас.
Как кроили карту БССР
Начало 1920–х — Белоруссия разделена на 12 округов: Бобруйский, Борисовский, Витебский, Гомельский, Калининский, Минский, Могилевский, Мозырский, Оршанский, Полоцкий, Речицкий, Слуцкий.
Начало 1930–х — окружное деление отменено.
15 января 1938 года — образованы первые области: Витебская, Гомельская, Минская, Могилевская, Полесская (центр — Мозырь).
4 декабря 1939 года — на присоединенной территории образованы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области.
20 сентября 1944 года — образованы Бобруйская, Гродненская и Полоцкая области; Вилейская область переименована в Молодечненскую; большая часть территории Белостокской области передана Польше, область ликвидирована.
14 мая 1946 года — город Минск отнесен к городам республиканского подчинения.
8 января 1954 года — упразднены Барановичская, Бобруйская, Пинская, Полесская и Полоцкая области.
20 января 1960 года — упразднена Молодечненская область.
Фото автора.
Автор публикации: Ольга КИСЛЯК