Гомель увидит Шагала
23.01.2013 17:14
—
Новости Культуры
Гомель увидит Шагала
Очень скоро гомельчане смогут ознакомиться с произведениями великих художников белорусского происхождения в подлинниках. 12 февраля в гомельском дворце состоится открытие выставки "Художники Парижской школы из Беларуси", сообщила заведующая художественным отделом музея ГИКУ "Гомельский дворцово-парковый ансамбль" Татьяна Литвинова.
Инициаторами проекта являются ОАО "Белгазпромбанк", Национальный комитет РБ по делам ЮНЕСКО и Национальный художественный музей Беларуси. Долгое время в Беларуси, подарившей миру целую плеяду необычных художников, не было ни одной картины того же Шагала (только графика). И вот сейчас этот пробел, похоже, начал заполняться. Недавно художественную коллекцию Белгазпромбанка пополнили картины Марка Шагала "Влюбленные" и Хаима Сутина "Большие луга в Шартре", купленные на аукционе в Кристисе. Всего в коллекции представлено около 50 картин художников Парижской школы, с которыми гомельчане смогут ознакомиться на предстоящей выставке. Арт-проект "Художники Парижской школы из Беларуси" уже стартовал в Минске. После чего выставка переместится в Гомель, а затем – в Витебск, на малую родину Марка Шагала.
Парижский художник из Гомеля
"Дай бог, чтобы каждый шагал, как Ша-гал", – написал Владимир Маяковский на форзаце своей книги, подаренной тогда еще молодому художнику, только начинавшему свой путь к признанию. Но поскольку сейчас с Шагалом уже все ясно (а кому неясно – то здесь мы вряд ли сможем помочь), поговорим немного о Михаиле Кикоине.
Председатель Национального комитета РБ по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный, во многом благодаря которому и состоялось "второе открытие" художников Парижской школы в Беларуси, написал книгу об этом культурном феномене мирового значения. Одной из весьма ярких планет в этом созвездии был Михаил Кикоин.
Будущий художник родился в 1892 году в Гомеле (по другим данным – в Речице). Его прадед, гомельский раввин Шмидт, сменил фамилию на Кикоин. Отец Миши занимался торговлей лесом, затем переехал в Режицу Витебской губернии, где работал в банке. В 1905 году Кикоин учится в частной художественной школе Кругера в Минске, затем в Виленской народной художественной школе. Во время учебы юный бунтарь присоединяется к социалистическому движению. А затем дорога Миши Кикоина и его друга Хаима Сутина лежит в Париж – Мекку всех вольных художников…
В начале прошлого века в Париже, в городе, над которым еще витал призрак Парижской Коммуны, в мастерской скульптора Альфреда Буше сложилась своеобразная "коммуна" художников, получившая название "Улей". В 1905 году в Париже на осеннем салоне громким скандалом заявили о себе молодые художники Анри Матисс и другие, совершившие настоящую революцию в искусстве. От данного им прозвища "дикие звери" (les fauves) происходит название нового направления – фовизм. Но для последнего мазка кистью в полотно нового искусства XX века художественной богеме Франции, при всем ее авангардизме и утонченности, чего-то не хватало. Это недостающее "нечто" и принесли на Монпарнас художники из Беларуси и других стран Восточной Европы. Вместе с этими неловкими и плохо говорившими по-французски юношами в парижские студии, мастерские и артистические кафе ворвалась бешеная экспрессия, задумчивый фатализм и безумный полет мечты, которые только и могли зародиться в белорусско-еврейских местечках, зажатых между нагайкой городового и мракобесием раввина…
Так родилась Парижская школа, в списке имен которой наряду с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни значатся Марк Шагал из Витебска и Хаим Сутин из Смиловичей, Михаил Кикоин из Гомеля и Пинхос Кремень из Лиды, Осип Любич из Гродно и Надя Ходасевич из Докшиц…
Сейчас их картины оцениваются в миллионы долларов, а тогда три друга – Кикоин, Сутин и Кремень, буквально голодали, спали прямо в своих мастерских в "Улье" без воды и тепла, жили, на что придется. Когда крупный американский коллекционер Альберт Барнс разыскал Сутина, чтобы купить у него первую партию картин (после чего к художнику пришел феерический успех), друзья просто "сшибали" мелочь на обед у кафе "Ротонда"…
Сегодня картины Михаила Кикоина, как и Марка Шагала, как и всех художников Парижской школы, вошли в культурную сокровищницу человечества. Их взгляд на мир, неожиданно яркий и пронизанный целой гаммой самых противоречивых чувств, от неприкрытого ужаса до почти детского восторга, способен подарить любому зрителю самые сильные эмоции. Символично, что картина Шагала будет выставляться у нас на территории парка, все еще носящего имя первого советского наркома просвещения Анатолия Луначарского, много сделавшего для признания молодого художника…
А еще на этой выставке каждый желающий сможет посетить художественное кафе a-ля Париж начала прошлого века и окунуться в аромат той насыщенной творчеством атмосферы, в которой жили и стали всемирно известными наши земляки. И, может быть, тоже почувствовать себя немножко художником. Или, по крайней мере, ощутить гордость за наших талантливейших земляков…
Инициаторами проекта являются ОАО "Белгазпромбанк", Национальный комитет РБ по делам ЮНЕСКО и Национальный художественный музей Беларуси. Долгое время в Беларуси, подарившей миру целую плеяду необычных художников, не было ни одной картины того же Шагала (только графика). И вот сейчас этот пробел, похоже, начал заполняться. Недавно художественную коллекцию Белгазпромбанка пополнили картины Марка Шагала "Влюбленные" и Хаима Сутина "Большие луга в Шартре", купленные на аукционе в Кристисе. Всего в коллекции представлено около 50 картин художников Парижской школы, с которыми гомельчане смогут ознакомиться на предстоящей выставке. Арт-проект "Художники Парижской школы из Беларуси" уже стартовал в Минске. После чего выставка переместится в Гомель, а затем – в Витебск, на малую родину Марка Шагала.
Парижский художник из Гомеля
"Дай бог, чтобы каждый шагал, как Ша-гал", – написал Владимир Маяковский на форзаце своей книги, подаренной тогда еще молодому художнику, только начинавшему свой путь к признанию. Но поскольку сейчас с Шагалом уже все ясно (а кому неясно – то здесь мы вряд ли сможем помочь), поговорим немного о Михаиле Кикоине.
Председатель Национального комитета РБ по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный, во многом благодаря которому и состоялось "второе открытие" художников Парижской школы в Беларуси, написал книгу об этом культурном феномене мирового значения. Одной из весьма ярких планет в этом созвездии был Михаил Кикоин.
Будущий художник родился в 1892 году в Гомеле (по другим данным – в Речице). Его прадед, гомельский раввин Шмидт, сменил фамилию на Кикоин. Отец Миши занимался торговлей лесом, затем переехал в Режицу Витебской губернии, где работал в банке. В 1905 году Кикоин учится в частной художественной школе Кругера в Минске, затем в Виленской народной художественной школе. Во время учебы юный бунтарь присоединяется к социалистическому движению. А затем дорога Миши Кикоина и его друга Хаима Сутина лежит в Париж – Мекку всех вольных художников…
В начале прошлого века в Париже, в городе, над которым еще витал призрак Парижской Коммуны, в мастерской скульптора Альфреда Буше сложилась своеобразная "коммуна" художников, получившая название "Улей". В 1905 году в Париже на осеннем салоне громким скандалом заявили о себе молодые художники Анри Матисс и другие, совершившие настоящую революцию в искусстве. От данного им прозвища "дикие звери" (les fauves) происходит название нового направления – фовизм. Но для последнего мазка кистью в полотно нового искусства XX века художественной богеме Франции, при всем ее авангардизме и утонченности, чего-то не хватало. Это недостающее "нечто" и принесли на Монпарнас художники из Беларуси и других стран Восточной Европы. Вместе с этими неловкими и плохо говорившими по-французски юношами в парижские студии, мастерские и артистические кафе ворвалась бешеная экспрессия, задумчивый фатализм и безумный полет мечты, которые только и могли зародиться в белорусско-еврейских местечках, зажатых между нагайкой городового и мракобесием раввина…
Так родилась Парижская школа, в списке имен которой наряду с Пабло Пикассо и Амедео Модильяни значатся Марк Шагал из Витебска и Хаим Сутин из Смиловичей, Михаил Кикоин из Гомеля и Пинхос Кремень из Лиды, Осип Любич из Гродно и Надя Ходасевич из Докшиц…
Сейчас их картины оцениваются в миллионы долларов, а тогда три друга – Кикоин, Сутин и Кремень, буквально голодали, спали прямо в своих мастерских в "Улье" без воды и тепла, жили, на что придется. Когда крупный американский коллекционер Альберт Барнс разыскал Сутина, чтобы купить у него первую партию картин (после чего к художнику пришел феерический успех), друзья просто "сшибали" мелочь на обед у кафе "Ротонда"…
Сегодня картины Михаила Кикоина, как и Марка Шагала, как и всех художников Парижской школы, вошли в культурную сокровищницу человечества. Их взгляд на мир, неожиданно яркий и пронизанный целой гаммой самых противоречивых чувств, от неприкрытого ужаса до почти детского восторга, способен подарить любому зрителю самые сильные эмоции. Символично, что картина Шагала будет выставляться у нас на территории парка, все еще носящего имя первого советского наркома просвещения Анатолия Луначарского, много сделавшего для признания молодого художника…
А еще на этой выставке каждый желающий сможет посетить художественное кафе a-ля Париж начала прошлого века и окунуться в аромат той насыщенной творчеством атмосферы, в которой жили и стали всемирно известными наши земляки. И, может быть, тоже почувствовать себя немножко художником. Или, по крайней мере, ощутить гордость за наших талантливейших земляков…