За один миллион долларов можно продать белорусское кино России

Источник материала:  
19.12.2012 13:26 — Новости Культуры
За один миллион долларов можно продать белорусское кино России Об этом рассказал директор Национальной киностудии Олег Сильванович.

По действующим с 1 января уходящего года правилам производство игровых фильмов (исключая дебюты, детские и национальные фильмы) финансируется частично - до 70 процентов их сметной стоимости. Распределение бюджетных средств происходит на конкурсной основе, к участию в которой допускаются все кинокомпании Беларуси, независимо от их формы собственности. Таким образом, Национальная киностудия "Беларусьфильм" прекратила быть монополистом в сфере кинопроизводства, коим являлась до 2012 года. 

Очнулись!

Изменившиеся условия подтолкнули руководство киностудии задуматься над существующими проблемами, составить план того, как двигаться дальше.

- Мягко говоря, уход из монополистов рынка в сферу конкурентных отношений - уход непростой, - делится директор. - Нужно перестраиваться - на словах это выглядит более радужно, чем на деле.

Так называемой "фабрике" "Беларусьфильма" пришлось сконцентрироваться сразу на нескольких стратегиях:

1. Национально-художественная стратегия основывается на тех достижениях и материалах, которые были наработаны белорусским кинематографом за прошлый период;

2. Инновационная - связана, прежде всего, с развитием технических средств и Интернета - это технологическая революция, с учетом которой будут запускаться новые проекты. Меняются средства просмотра кино, исходя из чего, приходится снимать его по-новому.

В 2012 году Национальная киностудия "Беларусьфильм" полностью перешла на цифровые технологии производства фильмов и распрощалась с целлулоидной пленкой, которая долгие годы была как ее символом, так и всего кинематографа. С 2013 года все фильмы, выпускаемые киностудией в кинопрокат, будут выходить в цифровых форматах (DCP-копии, на Blu-Ray дисках);

3. Коммерческая стратегия ориентирована на массового потребителя. Главное - не то, как качественно снят продукт, а как он воспринимается зрительской аудиторией.

"Пипл хавает - и ладно?"

По словам Олега Сильвановича, дело не в этом. Утратив монополию, "Беларусьфильм" не собирается отворачиваться от традиций. Сегодня это вертикально интегрированная компания с полным законным циклом производства, которая способна выпускать до 15 игровых, 40 хроникально-документальных и 10 анимационных фильмов в год любой сложности. 

- Что касается "пипл хавает", то на киностудии нет вкусовщины, - рассказывает представитель "Беларусьфильма". - Наша задача заключается в помощи реализации любопытных творческих проектов. Мы не вешаем на себя определяющую роль в определении художественного уровня картины. Проекты предлагают разные, за год мы рассмотрели 264 сценарных материалов, я получил на электронную почту около 1800 писем, в которых было множество предложений. Они бывают разными и далеко не все находятся в рамках моих вкусовых пристрастий. Но у нас принципиально нет главного редактора, который являлся бы тормозом многих начинаний. Если дело не касается исключительно коммерческого проекта, мы всегда прислушиваемся к режиссеру, в иных случаях диктат стоит за продюсером. Идеи обсуждаем коллективно. Это тоже не просто, ведь вероятность успеха всегда 50 на 50. Если фильм получился удачным, его можно продать за границу. Например, за премьеру нашего сериала в России отдадут около миллиона долларов, а то и выше, в то время, как в родной стране мы, в лучшем случае, получим около 10 миллионов белорусских рублей. 

Именно по этой причине большинство нашего нового кино живет за пределами страны. Попадание отечественного кино в наш прокат - вопрос престижа, тем не менее, и это не так просто, потому что прокат ориентирован на продвижение американского кино, и своим очень трудно попасть в график показов. Вот почему фильм "В тумане" до сих пор не шел в нашей стране, не смотря на аншлаги во время фестиваля "Лiстапад". Возможно, он слишком элитарен. Чтобы заработать деньги на реализацию национально-художественной стратегии, приходится ориентироваться на заграничный рынок. Вы не представляете, какое гигантское количество наших фильмов показывают по российским телеканалам! Ведутся переговоры о сотрудничестве с партнерами из Израиля, Казахстана, Индии. В этом году я много ездил и налаживал контакты в том числе с компаниями из Бангладеша, Китая и Германии. По нескольким из этих проектов уже есть свои плоды. Я подробно рассказываю, чтобы вы поняли: мы тоже здесь все не слепые.

"Раз, два, три - фигура, замри!"

В 2012 году киностудия "Беларусьфильм" работала над почти 150 кинопроектами. В стадии производства находилось более 90 проектов игровых, анимационных и документальных фильмов. Их них на первый открытый республиканский конкурс было подано 25 кинопроектов, 17 из которых прошли отбор. На второй конкурс подано 60 проектов. В стадии производства находились 67 фильмов. Работа над 7 игровыми, 24 документальными и 9 анимационными фильмам была завершена к уходящему году.

2012 год принес первый и положительный продюсерский опыт "Беларусьфильму" - впервые наша киностудия была представлена на главном кинофоруме планеты - Канском международном фестивале. Фильм Сергея Лозницы "В Тумане", созданный в содружестве с кинематографистами Германии, Латвии, Нидерландов и России, получил престижный приз ФИПРЕССИ. Фильм вызвал широкий интерес у профессионалов и был удостоен множества других наград.

Позитивным оказался опыт сотрудничества с прибалтийскими странами. Фильм "Одинокий остров", созданный совместно с кинематографистами Эстонии и Латвии, вышел в прокат в 2012 году и получил приз "За лучший сценарий" на XXI Открытом фестивале кино стран СНГ и Балтии "Киношок".

Обещает быть событием премьерный фильм совместного российско-финско-белорусского производства "Роль", но об этом и других планах на будущее читайте на нашем портале чуть позже.

Что касается проблем, то их немало: покушение на авторские права, нехватка средств на популяризацию документальных  фильмов, кадровые вопросы, трудности переговоров в отношении продажи дисков в магазинах Беларуси, а также проката нового кино в отечественных кинотеатрах. Вдобавок, систематически портит нервы затянувшаяся реконструкция "Беларусьфильма".  

- Мы работаем в условиях строительных тресков, - говорит директор. - Порядка 7000 квадратных метров заняты строителями. Реконструкция проходит в соприкосновении со съемочными павильонами. Очень трудно добиться звукоизоляции, которая необходима при съемках, строители идут нам на встречу и по команде: "Внимание. Мотор. Съемка!" прекращают работу, на "раз, два, три - фигура, замри!" Как стояли, например, с кирпичами - так и замерли. Хорошая зарисовка получается к какому-нибудь кино, но все это, естественно, мешает работе. Нам очень сложно. Тем не менее, в 2012 году "Беларусьфильм" умудрился не только работать над своими проектами, но и оказывать производственные услуги 23 кинокомпаниям Российской Федерации. Совместно с нашими творческими и техническими группами на площадках киностудии работали известнейшие российские режиссеры и актеры.

Мария Войтович, OPEN.BY

←"сНЕЖНОЕ шоу Славы Полунина" - Асисяй едет в Минск!

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика