Золото молчания. Рассказ о том, как закончил свои дни человек, который сделал прорыв в кинематографе
10.12.2012 14:23
—
Новости Культуры
Золото молчания. Рассказ о том, как закончил свои дни человек, который сделал прорыв в кинематографе
Как закончил свой творческий и жизненный путь гениальный Жорж Мельес? Этим материалом мы продолжаем серию статей про историю зарождения кинематографа.
Проект, который получил название "Золото молчания", направлен на раскрытие тайн немого кино, ведь общеизвестна только верхушка айсберга, зовущегося "кинематограф", а целый пласт поразительных фактов скрыт под толщей лет.
Просчеты / Конкуренция / Забыт
В дальнейшем своем творчестве Мельес совершенствует находки "Полета на Луну", он снимает "Путешествие Гулливера", "Робинзон Крузо", "Царство фей", "Фауст", "Путешествие через невозможное", многое другое, улучшается качество фильмов, совершенствуется применение трюков, увлекательнее становятся сюжеты, но не меняется форма повествования, фильмы Мельеса по прежнему остаются заснятым на плёнку театральным представлением и зрители потихоньку начинают от этого уставать, ведь можно и в театр сходить.
Открыть/cкачать видео (28.42 МБ)
Просчеты
Не всегда Мельес умеет развить уже найденное: например, он использует крупные планы, но использует их как трюк ("Резиновая голова" – что бы достичь эффекта надувания головы камера наезжает на голову Мельеса, в "Полёте на луну" для достижения эффекта приближения снаряда к луне) но когда в "Синей бороде" Мельесу надо показать ключ, а по сказке это маленький ключик, который правильнее было бы показать крупным планом, Мельес вместо этого изготавливает ключ величиной с автомат Калашникова который у нас на глазах вырастает до человеческого роста.
Открыть/cкачать видео (2.44 МБ)
Конкуренция
В 1903 году в Америке Портер снимает свой супербоевик "Большое ограбление поезда", имеющий динамичный сюжет с ограблением, погоней, перестрелкой… и всего одна маленькая сцена была снята в студии. Фильм выглядел более реалистичным, при этом не потеряв увлекательности.
Мельесу, который вывел кинематограф из разряда физиологических очерков, сейчас не доставало той самой реалистичности, а бесчисленные подражатели и продолжатели, усвоив его приемы, смогли двигаться дальше, появляются новые студии, киноартели которые объединяются в тресты. Качество их фильмов улучшается, а количество увеличивается, кино превращается в индустрию.
Незаметно маг и волшебник Жорж Мельес отходит на второй план. Он был художником, а не дельцом, поэтому не сумел уловить тех преобразований, которые происходили в кинопроизводстве. Он действовал, как кустарь одиночка, в то время как кинематограф становился промышленностью.
Хороший доход мог бы принести американский филиал, возглавляемый Гастоном Мельесом, там сейчас снимались ковбойские фильмы, пользующиеся большой популярностью, но этот бизнес понемногу ускользал от Жоржа Мельеса. В результате этот индивидуалист, гордившийся тем, что он никогда не имел компаньонов, был вынужден обратиться за помощью к своему основному конкуренту Шарлю Пате.
Сотрудник Мельеса впоследствии рассказывал: "Шарль Пате и Мельес в душе симпатизировали друг другу, хотя постоянно враждовали. Как-никак они были людьми одной профессии. Шарль Пате сделал Мельесу заказ на ряд крупных постановочных фильмов, рассчитанных на широкую публику, а так как это была дорогая затея, то он его и субсидировал. В виде обеспечения за полученную сумму Мельес заложил свою виллу в Монтрё, а также студию и дом на улице Франсуа-Деберг".
Таким образом, с 1911 по 1913 годы Мельес приступает к созданию своих последних пяти фильмов, среди них и один из самых лучших в его творчестве "Завоевание полюса", основным недостатком которого является год его выпуска – 1912, год, когда уже начали сниматься Аста Нильсен, Мэри Пикфорд и Чарли Чаплин, а Макс Линдер уже знаменит, через несколько месяцев мир увидит "Рождение нации" Гриффита. На этом фоне фильмы Мельеса выглядят устаревшими и проваливаются в прокате. Ещё до начала войны Мельес теряет театр Роббер-Уден. В 1914 году у него остаётся только студия в Монтрё – последний осколок его прежнего благосостояния. Мельес превращает её в театр, назвав его "Варьете артистик", где работает вся его семья, но по распоряжению суда у него отбирают и театр и виллу.
Открыть/cкачать видео
Чтобы как-то существовать Мельес продает все свои фильмы по цене чистой плёнки.
После окончания войны короткий отрезок времени Мельес работал над реконструкцией декораций в Штутгардском театре.
Забыт
С тех пор Жорж Мельес надолго исчез из поля зрения. А в конце 1928 года один американский фотограф, случайно зайдя в маленький киоск детских игрушек в зале Монпарнасского вокзала, познакомился с продавцом - пожилым месье с бородкой клинышком и живыми улыбающимися глазами… Тот, кутаясь от сквозняков в теплое пальто, приветливо предлагал покупателям оловянных солдатиков, паровозики и леденцы на палочке. Это был всеми забытый киномэтр Жорж Мельес.
Благодаря опубликованной фотосессии, мир ненадолго вспомнил о сказочнике из Монтрё.
Так грустно, совершенно не похоже на сказку, закончилась жизнь великого мага и волшебника кино, человека, который изменил мир!
В 1929 году недавно появившееся направление в искусстве – сюрреализм, открывает для себя Жоржа Мельеса и признаёт его одним из своих предшественников. По этому случаю устраивается ретроспективный показ лент Мельеса под названием Гала-Мельес.
Продолжение следует...
Проект, который получил название "Золото молчания", направлен на раскрытие тайн немого кино, ведь общеизвестна только верхушка айсберга, зовущегося "кинематограф", а целый пласт поразительных фактов скрыт под толщей лет.
Просчеты / Конкуренция / Забыт
В дальнейшем своем творчестве Мельес совершенствует находки "Полета на Луну", он снимает "Путешествие Гулливера", "Робинзон Крузо", "Царство фей", "Фауст", "Путешествие через невозможное", многое другое, улучшается качество фильмов, совершенствуется применение трюков, увлекательнее становятся сюжеты, но не меняется форма повествования, фильмы Мельеса по прежнему остаются заснятым на плёнку театральным представлением и зрители потихоньку начинают от этого уставать, ведь можно и в театр сходить.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (28.42 МБ)
Просчеты
Не всегда Мельес умеет развить уже найденное: например, он использует крупные планы, но использует их как трюк ("Резиновая голова" – что бы достичь эффекта надувания головы камера наезжает на голову Мельеса, в "Полёте на луну" для достижения эффекта приближения снаряда к луне) но когда в "Синей бороде" Мельесу надо показать ключ, а по сказке это маленький ключик, который правильнее было бы показать крупным планом, Мельес вместо этого изготавливает ключ величиной с автомат Калашникова который у нас на глазах вырастает до человеческого роста.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (2.44 МБ)
Конкуренция
В 1903 году в Америке Портер снимает свой супербоевик "Большое ограбление поезда", имеющий динамичный сюжет с ограблением, погоней, перестрелкой… и всего одна маленькая сцена была снята в студии. Фильм выглядел более реалистичным, при этом не потеряв увлекательности.
Мельесу, который вывел кинематограф из разряда физиологических очерков, сейчас не доставало той самой реалистичности, а бесчисленные подражатели и продолжатели, усвоив его приемы, смогли двигаться дальше, появляются новые студии, киноартели которые объединяются в тресты. Качество их фильмов улучшается, а количество увеличивается, кино превращается в индустрию.
Незаметно маг и волшебник Жорж Мельес отходит на второй план. Он был художником, а не дельцом, поэтому не сумел уловить тех преобразований, которые происходили в кинопроизводстве. Он действовал, как кустарь одиночка, в то время как кинематограф становился промышленностью.
Хороший доход мог бы принести американский филиал, возглавляемый Гастоном Мельесом, там сейчас снимались ковбойские фильмы, пользующиеся большой популярностью, но этот бизнес понемногу ускользал от Жоржа Мельеса. В результате этот индивидуалист, гордившийся тем, что он никогда не имел компаньонов, был вынужден обратиться за помощью к своему основному конкуренту Шарлю Пате.
Сотрудник Мельеса впоследствии рассказывал: "Шарль Пате и Мельес в душе симпатизировали друг другу, хотя постоянно враждовали. Как-никак они были людьми одной профессии. Шарль Пате сделал Мельесу заказ на ряд крупных постановочных фильмов, рассчитанных на широкую публику, а так как это была дорогая затея, то он его и субсидировал. В виде обеспечения за полученную сумму Мельес заложил свою виллу в Монтрё, а также студию и дом на улице Франсуа-Деберг".
Таким образом, с 1911 по 1913 годы Мельес приступает к созданию своих последних пяти фильмов, среди них и один из самых лучших в его творчестве "Завоевание полюса", основным недостатком которого является год его выпуска – 1912, год, когда уже начали сниматься Аста Нильсен, Мэри Пикфорд и Чарли Чаплин, а Макс Линдер уже знаменит, через несколько месяцев мир увидит "Рождение нации" Гриффита. На этом фоне фильмы Мельеса выглядят устаревшими и проваливаются в прокате. Ещё до начала войны Мельес теряет театр Роббер-Уден. В 1914 году у него остаётся только студия в Монтрё – последний осколок его прежнего благосостояния. Мельес превращает её в театр, назвав его "Варьете артистик", где работает вся его семья, но по распоряжению суда у него отбирают и театр и виллу.
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео
Чтобы как-то существовать Мельес продает все свои фильмы по цене чистой плёнки.
После окончания войны короткий отрезок времени Мельес работал над реконструкцией декораций в Штутгардском театре.
Забыт
С тех пор Жорж Мельес надолго исчез из поля зрения. А в конце 1928 года один американский фотограф, случайно зайдя в маленький киоск детских игрушек в зале Монпарнасского вокзала, познакомился с продавцом - пожилым месье с бородкой клинышком и живыми улыбающимися глазами… Тот, кутаясь от сквозняков в теплое пальто, приветливо предлагал покупателям оловянных солдатиков, паровозики и леденцы на палочке. Это был всеми забытый киномэтр Жорж Мельес.
Благодаря опубликованной фотосессии, мир ненадолго вспомнил о сказочнике из Монтрё.
В честь вновь обретенного великого человека устраивают банкет, Мельеса награждают орденом Почётного легиона, назначают ему мизерную пенсию и отправляют его в дом для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников, где он и умирает в 1938 году в возрасте семидесяти шести лет. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.Существует легенда, которая гласит, что фотосессия на Монпарнасском вокзале длилась один день. Однако, если хорошо присмотреться к фотографиям, то можно опровергнуть эту легенду! Мы предлагаем вам, уважаемые посетители портала, найти опровержение. На фото оно точно есть! Присылайте ваши варианты на адрес air@tutby.com и первый, кто пришлет правильный ответ, получит сертификат на подключений к интернету от Шпаркага Дамавiка и сувениры от портала!
Со своей женой Жанной д’Альси в доме для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников |
Так грустно, совершенно не похоже на сказку, закончилась жизнь великого мага и волшебника кино, человека, который изменил мир!
В 1929 году недавно появившееся направление в искусстве – сюрреализм, открывает для себя Жоржа Мельеса и признаёт его одним из своих предшественников. По этому случаю устраивается ретроспективный показ лент Мельеса под названием Гала-Мельес.
Продолжение следует...