Что опаснее: клыки дрессированного хищника или ботинок клоуна?
08.12.2012 18:00
—
Новости Культуры
Что опаснее: клыки дрессированного хищника или ботинок клоуна?
Они в курсе, что жирафам категорически противопоказана авиаперевозка, ибо уже после пятнадцати минут полета длинношеие теряют сознание. Скажут, не задумываясь, какой ширины должна быть предохранительная сетка, над которой летают воздушные гимнасты. Объяснят, как правильно падать при неудачно выполненном трюке и что должно быть написано в техпаспорте на цирковой аппарат. Отвечать за безопасность работников цирка и зрителей и знать, как обращаться с животными, — их работа. С одним из таких специалистов, инженером по охране труда Белгосцирка Вячеславом Черниковым, корреспонденты "Р" заглянули в закулисье этого развлекательного заведения.
Барабанная дробь…
Утренний цирк встречает полумраком вестибюля, запахом животных и совершенно не такой, как в детстве, ареной. Возможно, потому что сейчас рано и на освещенном манеже нет и следа таинственности. Идет репетиция. Мы садимся на зрительские места в ряду пониже. На манеже разминается воздушная гимнастка Ольга Семенова. Ее номер исполняется на полотнах. Из страховки — только умение владеть эластичными полотнищами и своим телом.
Барабанная дробь…
Утренний цирк встречает полумраком вестибюля, запахом животных и совершенно не такой, как в детстве, ареной. Возможно, потому что сейчас рано и на освещенном манеже нет и следа таинственности. Идет репетиция. Мы садимся на зрительские места в ряду пониже. На манеже разминается воздушная гимнастка Ольга Семенова. Ее номер исполняется на полотнах. Из страховки — только умение владеть эластичными полотнищами и своим телом.
— Очень сложный номер: много обрывов. Это что-то вроде свободного падения, — предвосхищает события Вячеслав Черников.
Во время репетиции в зале обязательно присутствуют медработник и инспектор манежа.
— Мама! — раздается с края арены.
Это маленькая дочь гимнастки. Пока мама занята, малышку занимают туркменские артисты, они сейчас на гастролях в Минске.
— Подрастет и тоже станет цирковой — традиция, — уверен Вячеслав Васильевич. — Ольга на манеже день и ночь с ней. Про таких детей говорят: родился в опилках.
Тем временем гимнастка Семенова вытворяет в воздухе нечто невообразимое. Вися высоко в воздухе, обматывает щиколотки полотнами, отпускает руки и разъезжается в шпагате, удерживая себя, по-видимому, только мышцами ног и пресса. Еще несколько минут невероятных переворотов — и апофеоз номера. Ольга один раз обматывает полотнище вокруг талии, поднимается метров на пятнадцать вверх, устраивается, если можно так сказать, параллельно земле, отпускает руки и начинает вращаться внутри этой свободной петли, стремительно "падая" на арену. Но в последний момент, когда кажется, что она вот-вот выскользнет из ткани прямо на пол, гимнастка хватается за край полотна и изящно приземляется.
На языке инструкций по охране труда два длинных куска ткани, машинка вращения, карабины и тросы называются цирковым аппаратом. Точно так же, как трапеции, перекладины, цепи и прочие приспособления, на которых летают артисты.
— Все воздушные цирковые номера относятся к работам с повышенной опасностью. При приеме каждой новой программы комиссия, назначаемая директором цирка, проводит техническое освидетельствование цирковых аппаратов. На каждый из них должен быть составлен техпаспорт. Приняли — значит, разрешили подвеску, то есть закрепление аппарата на колосниковой решетке. Вон видите перекрещенные бруски под самым куполом? Это она. Потом поднимемся, — обещает Черников. — Перед каждой репетицией и выступлением цирковые аппараты проверяет руководитель номера: нет ли трещин, обрыва троса, как ведет себя машинка вращения — крайне важный элемент в воздушных номерах. Как-то этим летом на репетиции обнаружили, что машинка вышла из строя, экстренно заменили. А не заметь никто — могла бы случиться трагедия.
Тигры обойдутся без огня
В кабинете Вячеслава Черникова — мини-музей охраны труда в цирке. Инструкции, памятки, акты, наглядные материалы… Настольная книга — издание 1977 года, разработанное еще Минкультом СССР и объединением "Союзгосцирк", в котором регламентируется все: от габаритов слоновника до способа обработки клоунских париков. Особо пухлая папка — акты приема цирковых программ. Последний — на "Уникальный конный цирк", который шел с 21 ноября. Изюминкой были туркменские наездники из группы национальных конных игр "Галкыныш".
— Программа может быть допущена к показу только при условии, что участники и руководители номеров берут персональную ответственность за обеспечение личной безопасности, безопасности зрителей и обслуживающего персонала во время показа своих номеров, — поясняет главный инженер по охране труда.
Он лично разработал 59 инструкций по работе со всем и всеми: цирковыми аппаратами, слонами, обезьянами, хищниками... За 17 лет, что Черников служит в цирке, не было ни одного несчастного случая.
— Неужели за все это время никто не споткнулся, никого медведь не поцарапал?
— Поймите, скрывать производственные травмы мы не имеем права. Если бы что-то было, обязательно проводилось бы расследование, — отвечает он.
Кстати, "медведь поцарапал" — это классический несчастный случай на производстве по правилам расследования.
Когда речь заходит о дрессированных хищниках, сразу представляются тигры, прыгающие через горящие обручи. Так вот минские зрители вряд ли когда-либо увидят такой номер. По правилам пожарной безопасности, разработанным белорусским МЧС, открытый огонь на манеже запрещен.
— Если к нам приедут на гастроли с таким номером, скорее всего, мы попросим исполнять его без огня. Помимо пожарной опасности, горящие обручи создают еще и повышенную загазованность. Именно поэтому, когда в программе есть работа на мотоциклах, мы требуем обеспечить минимальный выхлоп, — рассказывает Черников.
— Ну хотя бы клоун — безопасная профессия?
— Судите сами: у нас есть номер, в котором клоун снимает ботинок и швыряет его в оркестр. А десять музыкантов в ответ бросают свои, — смеется собеседник.
Под крышей цирка
Четыре этажа на лифте, метров 30 по крутой лестнице — и мы упираемся в "маленькую железную дверь в стене". Шаг через порог — и я стою на колосниковой решетке в 22 метрах над манежем, где репетирует дрессировщица с "белыми канадскими волками", на самом деле — с лайками. С такой высоты собаки кажутся котятами.
Колосниковая решетка — это круг диаметром 13 метров из перекрещенных деревянных брусьев. По окружности располагаются четыре кольца разного диаметра для крепления цирковых аппаратов. Их привязывают к кольцам при помощи стальных канатов. Главный подъемный механизм здесь — круговая лебедка грузоподъемностью три или пять тонн, которая движется по рельсу.
— Инспектор манежа, инженер по охране труда, руководитель номера постоянно проверяют состояние подвески. К примеру, гимнаст на цепях — очень ответственная подвеска. Это один из наиболее сложных и опасных номеров, акробаты работают на высоте 15—20 метров, — рассказывает Черников.
В решетке есть несколько люков, чтобы артисты могли спуститься буквально из-под купола. Это, конечно, не прыгать с парашютом, но высота все равно впечатляет.
…Время близится к вечеру, и на арене заключительные репетиции. Мальчик, привязанный к страховочному поясу с тросом — лонже, скачет стоя на спине лошади. Это внук заслуженного артиста, дрессировщика Бориса Лазарова. Взрослые участники номера "Белорусские наездники" обходятся без лонжи, полагаясь на профессионализм и мастерство.
— Сейчас тенденция такова, что многие артисты работают без страховки, на свой страх и риск, — говорит Черников. — А вообще, есть несколько ее видов: для воздушных полетов — сетка с откосами, для конников и канатоходцев — лонжи, некоторые номера страхуются пассировщиками. Когда на манеже выступают хищники-кошачьи, вдоль барьера ставится манежная сетка. А для медведей сеток не надо, достаточно поводка.
Пока мы беседуем, зрительный зал и манеж готовят к представлению: протирают подлокотники и спинки кресел, заправляют манежный настил. Скоро артисты переоденутся в сценические костюмы, оркестр сыграет увертюру, яркий свет погаснет, и зрители увидят улыбающихся артистов, за ловкими и непринужденными движениями которых часы долгих и опасных тренировок.
Иван КАРЧЕВСКИЙ, начальник Управления охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты:
— Несмотря на экзотичность видов циркового искусства, и в этой сфере трудовой деятельности работников имеются свои определенные требования безопасного выполнения тех или иных трюков. В настоящее время в Беларуси эти требования обобщены в Правилах по охране труда для цирков, утвержденных постановлением Министерства культуры от 30.12.2006 № 45. К заслугам руководства Белгосцирка можно отнести то, что благодаря умелой организации работы по охране труда за последние пять лет не зафиксировано несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом.
На снимках репетиция номера "Полет" под руководством Алишера Алиева.