Жираф белорусский. Чем экзотические страны привлекают белорусов?
20.11.2012 11:27
—
Новости Культуры
Жираф белорусский. Чем экзотические страны привлекают белорусов?
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Николай Гумилёв
В одном очень малом зале…
В одном очень малом зале Галереи Ў, больше похожем на малый коридор коммунальной квартиры из романов Булгакова, будто бы поиграли оставшиеся без присмотра дети. Детям были выданы цветные ручки, бумага, ножницы и желтый воздушный шарик. Дети старались и пыхтели, что-то зачеркивали, что-то отрывали. Ах, да! И это действительно важно! Папа у детей был ни кто иной, как сам капитан Грант, а вместо цветной бумаги для аппликаций им были вверены не менее цветастые журналы с картинками папуасов и диких зверей.
Слишком смело, скажете вы, для обычных детей, даже при сказочном условии, что они – дети капитана Гранта? Слишком запутанны маршруты красными флагами-метками по океанам и пустыням, слишком сюрреалистичны образы и неоднозначны цитаты? Разве возможно такое? Да, конечно, отвечу я. Ведь все эти дети живут в одном человеке - Ане Бунделевой, которая и является автором коллажей из 22-го, видимо, века. Там, где греческие скульптуры седлают корабли пустыни, таборы меняют координаты неба на координаты бубна и все говорят на папуасском наречии umbu ungu, вынесенном Аней в название выставки.
Белорусы способны "кромсать, рвать и резать"
"Темы никакой не было, - признается художница, - я ничего не планировала заранее и не собирала никакой информации. Просто начала делать и скоро картинка сложилась сама. Техника коллажа подходит мне по сюжету и темпераменту. Она позволяет столько хаоса, сколько мне необходимо: сочетать несочетаемое, резать, кромсать, рвать, тем самым лепить руками, в прямом смысле слова, образ более точно и доходить до сумасшествия."
"Проект Umbu Ungu отражает мое желание залезть под корку собственного сознания и повытаскивать наружу залежалые архетипы, дать им воздуха и с их помощью виртуально пролететь мир насквозь. Это такой архетипический туризм - внутрь себя. Меня восхитили папуасы образностью своего внешнего вида. Здесь и красота, цвет, история и традиция, зашифрованная в символах и знаках. Папуас - это сама природа, сама ее суть, будто бы природа разговаривает через его тело."
Так и есть, - соглашалась я, - ведь действительно экзотические страны во все времена привлекали отчаянных или отчаявшихся. Завороженный сказками отца-мореплавателя десятилетний Николай Гумилёв стремился к Африке не только как к заветной земле – цели изумительных странствий, но и как к многогранной метафоре других реальностей, других ипостасей. С другой стороны, не всем искателям приключений заморские края ответили взаимностью. Например, поэту-отроку Артюру Рембо Африка явила собой одну из его знаменитых смертей – смерть слова, так как по достижению заветной "мекки" он никогда больше не написал ни строчки. А великий английский романтик Джордж Гордон Байрон, обуреваемый жаждой приключений, снарядив за собственные средства корабль, отправился бороться за независимость Греции, влюбился в местного юношу, заболел лихорадкой и умер в возрасте 36 лет. Какую же роль играют чужеземные страны в творчестве белорусских поэтов, музыкантов и художников? Их также манит изысканный гумилёвский жираф?
Белорусы с бразильскими разбойниками на "ты"
Первой, к кому я обратилась с просьбой поделиться своими мыслями о вдохновительных краях, стала белорусская художница в редком жанре левкаса Маргарита Сташулёнок. В 2011 году Маргарите выпала счастливая возможность стать стипендиатом бразильского института Сакатар и провести в мистическом краю карнавалов и крокодилов несколько месяцев.
"Для меня поездка в Бразилию была настоящим приключением, - рассказывает художница, - возможность побывать на другом конце света, встретить новых друзей и окунуться в мир совершенно другой, афро-бразильской культуры. Мои впечатления о Баии частично нашли отражение в серии работ “Лица Баии”: тут местный этнос – реальные бразильские разбойники и русалка - перемешались с образами людей, которых я постоянно встречала на улицах. Меня покорили их выразительные лица, музыкальная пластика движений, манера носить многие вещи на голове. И, конечно, буйная природа острова: солнце и океан, фауна и флора... В общем, все эти впечатления дали волю фантазии и творческую смелость."
Объясняя причину вдохновения дальними странами, Маргарита связывает эту тенденцию с экзотикой и советским воспитанием: "Это, несомненно, экзотика для нас, а значит тут есть элемент приключения. Африка, Бразилия - это другой мир, а экзотичность и притягательность этих стран закладывается в нас с детства благодаря сказкам и мультфильмам, позднее более серьёзной литературе, кинематографу, музыке. Так что, когда оказываешься среди этих и знакомых и неведомых одновременно тем, чувствуешь себя совершенно свободным, можешь этот экзотический мир соединить со своим и придумать что-то неожиданно новое для себя."
Это мнение также близко дизайнеру Ане Бунделевой: "Экзотика – это всегда ярко, опасно, эмоционально, громко, крикливо, образно... это огромный пласт материала для изучения: маски, скульптуры, узоры, нательная живопись, музыка, обряды и танцы.. Белорусов экзотические страны могут привлекать своим харизматичным колоритом, что опять-таки в ситуации местной монохромии манит еще больше.."
Белорусы устали от лыжников
Естественно, в стране, где средняя температура воздуха 10 из 12 месяцев в году зависает в области "каля нуля" сложно не бредить невиданными странами, а, часто не имея финансовой возможности увидеть их своими глазами, в собственном творчестве приходится полагаться лишь на силу воображения. "Так, художник, пропитанный газами с белорусских болот, беспощадным климатом (дождь, грязь, снег с дождем, безжалостная влажность, слякоть, серое небо…) жаждет счастья, безумного веселья, радостного похмелья и ультрамаринового неба," - констатирует Павел Шаппо, автор живописной серии Méxiсo obsesion ("Мексиканское наваждение"), которая была представлена столичному зрителю в феврале 2012 в шоу-руме автоцентра "Атлант-М Уручье".
"Все случилось на уроке истории искусств в художественной школе, - вспоминает Павел, - мой преподаватель, и по счастливому стечению обстоятельств мой папа, рассказывал нам об искусстве Латинской Америки. Начиналось все пирамидами майя, городами ацтеков… и в конце концов мы дошли до современного искусства. Огромные альбомы Сикейроса и Ороско легли на стол. Великолепная полиграфия, запах бумаги. Безумные огромные росписи стен, гигантские холсты. Расслабленные и в то же время грандиозные композиционные ряды данных авторов порвали сердечко юного художника, а именно меня….И в то время как люди на другой половине земного шара расписывали города, я сам колдыбанился над маленьким эскизиком формата А4 - "Лыжники на лыжне", колдыбанился уже месяц… ."
Белорусы не ограничиваются тёмными ночами и линиями на карте
Самое, пожалуй, в этом плане разработанное "афро"-направление в белорусской культуре, где, как говорится, сам Джа велел творить и парить – это музыка. Клавишник групп "Аддис Абеба" и "P-tsts-p" Тимур Рейзис считает интерес к далеким странам вполне естественным, присущим всем людям: "Теоретически можно предположить, что если африканец узнает что-либо о нашей стране, это может вдохновить его на творчество. Мне же нравится музыка, базирующаяся на африканском груве: джаз, боса-нова, тропикалия , афробит, регги и т.д. Собственно, музыкальная культура любой экзотической страны - это особая мелодическая, ритмическая сокровищница, свой подход к музыке."
Вовка - солист и гитарист брестской группы PLUM BUM, записавшей в 2012 году альбом с ностальгическим названием "Всемирный день перелётных птиц" немного иного мнения на этот счет, сомневаясь в вероятности наличия достаточных географических познаний африканцев о нашей маленькой "блакiтнавокай": "Вряд ли темнокожий парень из Кении оденет белую рубашку с красно-чёрным вышитым орнаментом на воротничке, и "затянет" "..Кууупалинка, купааалинка, Тёмнааааая ночкааа...". Он просто не знает, что есть на свете Республика Беларусь." (А что бы делал, если бы знал? – хочется спросить).
Связывая необъяснимую (по Тарковскому) ностальгию, яркое и сильное ощущение связи со своим домом, с отрицанием каких бы то ни было физических границ, Вовка PLUM BUM комментирует впечатления от других стран как источник вдохновения следующим образом: "В плане наших поэтов и музыкантов... Здесь не причем другие страны. Глупо думать, что живя в нашей стране нужно писать только о ней. Мы же не ограничены, наши мысли не ограничены линиями на карте. И то, что кто-то может писать об Африке, играть рагу и курить гашиш - это личное дело каждого."
Своеобразный итог подводит афро-белорусский исполнитель Андрусь Такиндаг: "Беларускія творцы, у прыватнасці гэта бачна з песняў Ляпісаў i гурта ''Без білета'', звяртаюцца да Афрыкі як да сымбалаю свабоды, сонца, нязмушанасці. Яны супраціпастаўляюць шарачковую будзюнасць афрыканскай радасці."
Белорусы – между Западом, Востоком… и Африкой!
Поэт, художник и столичный издатель Змицер Вишнёв, который, в своё время, шокировал белорусскую общественность перфомансом, на который названые "африканские братья" белорусского происхождения вносили его в минский Дворец искусства в настоящем гробу, давно вдохновляется образами далёких стран. В списке его литературных достижений немало поэтических сборников с ностальгическими названиями – "Штабкавы тамтам" (1998), "Тамбурны маскiт" (2001), "Фараон у заапарку" (2007). Змицер считает себя одним из основателей целого литературного направления с говорящим названием "африканизм".
"Афрыка – гэта і нешта дзіцячае, звязанае з лекарам Айбалітам, - поясняет поэт, - і нешта больш сур’ёзнае звязанае з “Афрыканскім дзённікам” Мікалая Гумілёва і “Краем Озірыса ” Канстанціна Бальмонта. А потым Афрыка для мяне – гэта перадусім бананавая рэспубліка, эскулап, заканадаўства, створанае пад пальмай, муха Цэцэ."
Еще один белорусский поэт - Виктор Жибуль, активный участник революционного в свое время явления белорусской литературы – движения "Бум-бам-лiт", декламировал в качестве приглашенного литератора проекта "Чорна-белыя вершы" бодрое стихотворение "Сэнэгал". Вот как Виктор прокомментировал процесс рождения этого произведения: "Сенегал як бы сам у рыфму напрасіўся. Але назву гэтай краіны я проста так у рыфмах не пакінуў, але і "замацаваў" у назве верша, а назва ўсё ж такі адыгрывае немалую кампазіцыйную ролю, асабліва калі верш яшчэ і змешчаны ў кніжцы. У кнізе змест можна чытаць ледзве не як самастойны твор, і калі чытач бачыць там слова "Сенегал" - гэта адразу адсылае да, умоўна кажучы, экзатычнага дыскурсу. І гэты дыскурс можа "выплываць" не абавязкова на зместавым узроўні: экзотыка можа выяўляцца ў форме верша альбо, напрыклад, у яго рытме, унутранай мелодыі. Калі я пісаў гэты верш, то чуў унутры сябе даволі спецыфічную музыку - нейкі хардкор з афрыканскімі барабанамі."
Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (7.48 МБ)
"На маю думку, зварот беларускіх паэтаў, мастакоў і музыкантаў да экзатычнай тэматыкі - гэта сродак абстрагавацца ад уласна беларускіх рэалій. Таксама ў нейкай ступені гэта сродак кінуць выклік распаўсюджанаму культурнаму стэрэатыпу наконт "Беларусі паміж Усходам і Захадам", як бы адказ кшталту: "А Афрыку не хочаце!?""
И так, рассуждая в общении с творческими белорусами на тему экзотических стран, мне действительно начинает казаться, что Африка, Мексика или даже Новая Гвинея, нам, истосковавшимся по цвету и солнцу, как-то, вопреки географиям и историям, ближе, чем тот же Евросоюз. Туда можно явиться без виз и приглашений, не волнуясь о вписке и культурном шоке, и встретят там с детства знакомые персонажи: Айболит, Бонифаций, Пятница… и изысканный жираф. Почти белорусский.