«Мы искали в Беларуси натуру неустроенности, а не нашли...»

Источник материала:  
НА НЫНЕШНЕМ кинофестивале россиянин Андрей ЗВЯГИНЦЕВ возглавлял жюри основного конкурса. Кинорежиссер, актер, сценарист стал популярным после выхода фильма «Возвращение» (2003). Не менее известны его картины «Изгнание» и «Елена». На счету Звягинцева много наград. Среди них — «Золотые львы» Венецианского кинофестиваля за фильм «Возвращение». А также премия Европейской киноакадемии «Феликс» («Европейское открытие года»). Две премии «Ника» — за «Лучший игровой фильм» («Изгнание») и «Лучшую режиссерскую работу» («Елена»). В числе наград и призы Каннского, Гентского, Московского кинофестивалей…

Во время фестиваля Андрей Звягинцев не только оценивал чужие картины, но и презентовал третье издание своей книги «Мастер-класс. Режиссура». Проходило довольно живое общение известного режиссера со зрителями и прессой.

Книга «Мастер-класс. Режиссура» — это беседы Звягинцева о его творчестве с молодыми режиссерами. «Мы с ними говорили очень подробно о фильмах «Возвращение», «Изгнание», «Елена». Это не авторская книга. Это расшифрованные диалоги. Почти живая речь. У меня есть такая беда: думаю, что я довольно косноязычно излагаю свою мысль. И это косноязычие из диалогов изъял», — признался Андрей Звягинцев.

На вопрос, долго ли режиссер раздумывает над названием фильма, он ответил: «Долго. С «Изгнанием» было так. Когда пришла идея, вдруг стало понятно со всей определенной ясностью, о чем фильм, что можно почувствовать. И сразу возникло это название — «Изгнание». И буквально через несколько секунд: «Нет, нельзя. Уже было «Возвращение», а тут «Изгнание». И на съемку мы уже поехали с рабочим названием «Голос камня». Название картины менялось. Было и «Благовещение». И чего только не было…»

Режиссер рассказал, что следующий его фильм тоже будет примерно такой же односложный. Рабочее название истории — «Левиафан». Это современная драма, провинциальная. В центре внимания — маленький городок и не такой большой круг героев. «Может показаться вначале, что это социальная драма, потому что там показана власть и человек в условиях нашей неустроенности. Но мне хочется надеяться, что мало-помалу эта история приобретает совершенно другой масштаб — масштаб неустроенности человека в мире вообще», — поделился Андрей Звягинцев.

С середины июля на протяжении четырех месяцев переписывался, переделывался сценарий «Левиафана», который был написан два года назад. Он уже должен быть закончен в эти дни и начаться подготовительный период к съемкам. «Мы искали натуру для картины. В том числе и в Беларуси. Ездили по маленьким провинциальным городкам. Это было в августе. Но здесь ничего, к сожалению, не нашли. Или к счастью для вас. Потому что слишком у вас как-то все аккуратно, прибрано, опрятно. А нам нужна была как раз неустроенность. В результате мы нашли натуру на Севере. Больше не могу ничего сказать о будущей картине, чтобы сохранить интригу», — сказал Андрей Звягинцев. Он дополнил, что в фильме будет три главных героя. И еще у него есть три сценария, написанных в соавторстве, которые ждут своего часа.

Андрей Звягинцев уверен, что режиссерами рождаются. Правда, он никогда не мечтал стать режиссером, а хотел стать актером. Мечтал о сцене, о кино. Так случилось, что нужда заставила его стать режиссером: «Москва, 1993 год. Нет ни профессии, потому что я в театр не пошел после окончания ГИТИСа, ни места обитания. Я работал три года… дворником. И меня выперли из квартиры, мне жить было просто негде. В первый вечер я ночевал в какой-то брошенной грузовой машине со спущенными колесами. Просто открыл дверь и залез внутрь авто. Благо было лето. Потом я пристроился в детский сад, жил в коморке. И думал: «Кто я такой? Чего я хочу? Чем хочу заниматься?» Позвонил своему другу, который в это время был успешным клипмейкером, снимал музыкальные клипы и рекламу: «Игорь, спасай! Я, кажется, знаю, как снять рекламу». Он мне помог. Это был мой первый шаг. Однажды я впервые оказался на съемочной площадке, назвав себя режиссером. Но таковым не являлся, я просто предполагал, что, наверное, смогу снять рекламу. Получилось. Снял. И люди, которые сделали заказ, приняли ее, она им понравилась. Меня это удивило: «И хорошо. Слава Богу!» Этому, конечно, предшествовал длинный период: года три я ходил в Музей кино и смотрел фильмы. Очень много. Это и была моя школа…»

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

←В кедах весело шагать

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика