Всё золото листопада
Перелистываем очередную, девятнадцатую, страницу бортового журнала кинофорума «Лiстапад» и подводим его итоги. Из года в год гости и участники отмечают главную отличительную особенность минского феста — качественное, настоящее, умное и доброе кино. Но если конкурсную программу как минимум двух предыдущих лет назвать «доброй» просто язык не поворачивается, то 2012 год бьет все рекорды по количеству привезенных на «Лiстапад» легких, смешных, но не лишенных смысла работ.
Итоги девятнадцатого «Лiстапада» оказались как никогда предсказуемы. Церемония закрытия кинофестиваля прошла безо всякого пафоса, волнений и лишь для узкого круга причастных к событию лиц. Дресс–код подавляющего большинства присутствующих — свитера на пару с потертыми джинсами. На фоне остальных выделялась лишь исполнительница главной роли в картине «Жить» Яна Троянова в длинном халатообразном платье.
***
Яна и стала главной героиней вечера. В первый раз актриса поднялась на сцену Малого зала Дворца Республики, чтобы забрать приз в номинации «Лучшая женская роль». Причем радость победы Трояновой пришлось разделить с коллегой по фильму «Жить» Ольгой Лапшиной — жюри кинофестиваля в этом году вручило сразу две награды в одной категории.
В номинации «За лучшую режиссуру» победил Василий Сигарев с картиной «Жить». Получая фирменную статуэтку фестиваля, Василий крикнул со сцены своей законной супруге: «Троянова, смотри, я тоже не с пустыми руками домой приду».
Василий Сигарев презентует свой фильм как лакмусовую бумажку для зрителя:
— Мне хотелось, чтобы каждый увидел в картине свой посыл. Кто–то подумает: «Нужно жить». А кто–то воспримет ленту как банальную «чернуху». Скорбь не проживается быстро, и у нас не было задачи показать, как это чувство преодолеть. Мы только хотели показать ее первые дни. Люди умирают везде: и в Бразилии, и в России. Многие наверняка читали древнегреческие трагедии и слышали о том, как мать убивает своих детей. Мне кажется, это ужаснее, чем те истории, которые я снимаю. В фильме «Жить» я показываю необратимость рока, который настигает человека в самый, казалось бы, неподходящий момент. Принять его порой невозможно. Многие в этот момент обвиняют Бога и задаются вопросами: «Зачем? За что?»
— Как вы для себя решили: беду нужно принимать или что–то предпринимать?
— Именно об этом я думал в процессе создания картины... Когда я учился в третьем классе, как–то шел в школу и возле одного из домов вдруг заметил толпу людей в черном. Неосознанно поднялся на второй этаж и там увидел два детских гроба, а рядом сидела мать умерших. Я стоял, смотрел на нее и пытался понять, как она будет жить дальше. Этот вопрос никак не покидал меня, с каждым разом обрастая новыми историями и сюжетами. И теперь я могу ответить: нужно жить дальше, несмотря ни на что.
Большим балагуром оказался Михаил Сегал, получивший специальный приз жюри со сложной формулировкой «За блистательное открытие нового измерения в жанре комедии» за киноальманах «Рассказы»:
— Спасибо, что присудили именно специальный приз, потому что это кино я снимал специально. Сначала думал сделать случайный фильм и получить за него случайный приз, но все–таки решил сделать его специально.
Награды Президента «За гуманизм и духовность в кино» удостоилась лента российского режиссера Александра Карпиловского «Частное пионерское».
***
Нашли своих героев и главные награды фестиваля. «Бронзой» «Лiстапада» благодарные зрители наградили картину «Велосипед моего отца». Трогательная история о старой как мир проблеме отцов и детей растопила даже самые искушенные сердца. Жюри кинопрессы высказало свое «фи» жанру комедии и отдало «серебро» почти трехчасовой работе румына Кристиана Мунджу «За холмами». Гран–при «Золото «Лiстапада» за лучший фильм предсказуемо получила картина «В тумане» режиссера Сергея Лозницы. Ленту, снятую по одноименной повести Василя Быкова, делали всем миром: у фильма целых пять стран–производителей. Сценарий Лозница написал еще в 2001–м, но по финансовым причинам запустить кинопроцесс удалось только в прошлом году.
Авторы публикации: Виктория ПОПОВА, Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Фото: БЕЛТА