"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

Источник материала:  
28.10.2012 13:05 — Новости Культуры

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

/

           


"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?
Фото: www.lioznonews.by
Наверное, нет в Беларуси человека, который бы не слышал про "Дожинки" - праздник, в который государство "вбухивает" громадные деньги. В нашей стране он отмечается уже 16 лет, и, вероятно, ровно столько же мы слышим, как после очередного праздника сыплются жалобы на некачественно выполненные строительные работы. Но места, "нетронутые Дожинками", еще остались - у нас еще более 100 таких райцентров. Стало быть, еще не раз о празднике придется вспомнить. Именно поэтому инициативная группа "Летучего университета", куда вошли историки, культурологи, социологи и даже один биолог, снарядила экспедицию и поехала изучать бывшие дожиночные столицы.

Цель у исследователей была одна - уйти от оценок журналистов-троллей и журналистов-идеологов и выяснить, чем на самом деле для Беларуси является этот праздник, который некоторые иронично называют агрогламурным трэшем, и подумать над тем, что же может ожидать другие города.


Крестный отец "Дожинок"… Петр Петрович Прокопович


Своеобразный праздник в Беларуси стали отмечать с 1996 года. Эксперт Дмитрий Галиновский, который изучал "дожиночно-законодательную базу", рассказал, что за этот год ему не удалось обнаружить ни одного законодательного акта, где упоминались бы "Дожинки". Первое законодательное упоминание нашлось в 1997-м году. Именно тогда вышло первое постановление Совмина от 11 июля 1997 года "О целесообразности проведения… <> республиканской ярмарки тружеников села".
 
Что интересно, это постановление было подписано небезыствестным Петром Прокоповичем. "Наверное, Петр Петрович - это такая личность, значение которой в истории современной Беларуси мы еще не до конца оценили", - замечают, улыбаясь, эксперты.

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Самые первые "Дожинки" были организованы в Мостах Гродненской области. К этому событию разработали еще одно постановление Совмина (от 4 августа). Оно и проливает свет на финансовую сторону вопроса: "Выделить 4,6 млрд рублей на расходы, связанные с приобретением и изготовлением наград для победителей республиканского соревнования по уборке урожая зерновых и зернобобовых культур", - зачитывает Дмитрий Галиновский, добавляя: "Видимо, этих денег не хватило, потому что Мингорисполком тоже стал спонсором призов - предоставил два трактора "Беларусь", которые он купил у МТЗ. Хотя, как выяснилось, горисполком МТЗ все-таки не заплатил, а просто списал трактора за долги".

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Эксперты утверждают, что преобразования, проводимые во время подготовки "Дожинок", имеют ряд особенностей, которые "позволяют объединить благоустройство различных белорусских городов в единое явление, подлежащее изучению". Отличие "Дожинок" от похожих мероприятий, например Дней белорусской письменности, заключается в большем бюджете и соответственно масштабе строительства", отмечает руководитель экспедиции Степан Стурейко.

Что изменили "Дожинки"?

Для подготовки города к "Дожинкам" каждый раз образовывается специальный Оргкомитет.

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Однако фактически разработка предложений по преобразованию основывается на неком образе "правильного" города, сложившемся у областного и районного руководства.
 
Поначалу при проведении "Дожинок" любое преобразование связывали только с благоустройством территории и маскировкой чего-то старого и неприглядного в городе, что может попасться на глаза официальной делегации или гостям города, отмечает социолог Татьяна Водолажская. "Но с каждым годом увеличивается перечень объектов для реконструкции или ремонта, которые не связаны непосредственно с праздником".

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?


"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?


Среди достижений "Дожинок" эксперты называют изменения "Дома на рынке" (барокко, начало XVIII в.) в Несвиже в 1998 году. После "Дожинок" там была размещена детская библиотека, с 2004-го открыта музейная экспозиция. Реставрировали и несвижскую ратушу.
 
В 2000 г. в Шклове также была проведена реконструкция ратуши с торговыми рядами (после "Дожинок" здесь разместилась гимназия). В 2001 г. в Шклове активизированы работы по созданию Мозырского замчища. В 2002 г. в Полоцке произведена покраска Софийского собора, выполнено благоустройство территории возле Софийского и Богоявленского соборов, Спасо-Евфросиниевского монастыря, проведен ремонт бывшего иезуитского коллегиума XVIII в. (во время проведения "Дожинок" в нем была открыта художественная галерея). В 2003 г. в Пружанах реконструированы торговые ряды ХІХ в. - там открылся торговый центр.
 
"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?


В Волковыске в 2004 г. произведено благоустройство археологического памятника "Шведская гора", выполнена реконструкция дома-музея П.И. Багратиона - памятника ХІХ в. В Слуцке в 2005 г. проведено благоустройство замчища. В Бобруйске в 2006 г. восстановлен внешний облик Свято-Никольского кафедрального собора 1835 г. (восстановлен фасад, проведено оштукатуривание и покраска в белый цвет, возведены 3 купола) и выполнено благоустройство территории Бобруйской крепости.
 
"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
В Кобрине в 2009 г. благоустроили старый городской парк им. А.В. Суворова (конец XVIII в.). В Лиде в 2010 г. был завершен первый этап реконструкции Лидского замка (восстановлены западная стена, южная башня, внутренняя галерея), правда, эта реконструкция является более чем спорной.
 
Постепенно стали менять свою роль и различные памятники. "В Кобрине на площади памятник Ленину стоял прямо в центре, - рассказывает социолог Татьяна Водолажская. - Пока ремонтировали площадь, памятник оказался в тени. В ряде городов произошло понижение постамента у памятника Ленина - в Бобруйске, в Мозыре. Начинают появляться городские скульптуры. Например, бобер, девушка с чемоданом и т.д. Они со временем преобразуют представление жителей о своем городе: все теперь знают, возле чего назначить встречу или куда отправить туристов фотографироваться".
 
Яркий пример Татьяна приводит и с Бобруйской крепостью. "Она как важный для города объект появилась в представлениях людей после того, как там поставили ледовый дворец. В самой крепости почти ничего не сделали, но за счет того, что в достаточно удаленное место поставили развлекательный центр, люди стали туда ходить и обнаружили для себя Бобруйскую крепость. Благодаря этому за окружающей дворец территорией стали ухаживать, сохранившиеся крепостные сооружения вызывают интерес у горожан, проложены дорожки, пространство "ожило".
 
При этом интересно отметить, что у каждого из дожиночных городов появился хорошо мемориализированный символический герой, известный человек. Это Огинский в Молодечно, Короткевич в Орше, Багратион в Волковыске. Их знают, их называют, и если в ходе "Дожинок" вообще актуализируются какие-то исторические имена, то это они и есть, многократно повторяемые.
 
Например, личность Суворова является доминантной в культурном ландшафте Кобрина. Даже холл отремонтированного ресторана "Кобрин" украшен портретом Суворова. В городе есть 3 памятника ему, гостиница "Суворов", улица и музей. "Но в разговорах с местными жителями Суворов не воспринимается как историческая личность, скорее как "бренд", символ, не имеющий серьезного культурного и патриотического наполнения, - говорит Степан Стурейко. - В целом для жителей характерно типичное незнание истории Беларуси. На вопрос о необходимости установки новых памятников историческим деятелям никто не говорил об общенациональных героях вроде Василя Быкова или Кастуся Калиновского".
 

Спешка - визитная карточка всех дожиночных преобразований

В то же время отличительной особенностью "Дожинок" является ориентация на внешнего наблюдателя, стремление к достижению "показного" эффекта. Чаще всего это эффект новизны. Его феномен прочно скреплен с "ценностью нового". При этом о "ценности старого" и тем более о ценности аутентичности в ходе подготовки преобразований речь практически никогда не идет. Исторические здания не воспринимаются как актив, который можно в последующем выгодно использовать.

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Например, "жертвами" подготовки к празднику часто становятся старые деревянные дома. Так произошло в Мозыре, Орше, Волковыске, центры которых почти полностью были избавлены от деревянной архитектуры. Реконструкция здания Белагропромбанка в Орше, являющегося памятником советского конструктивизма 1930-х гг., подтверждает, что в первую очередь в объекте ценятся его внешний вид и лишь во вторую очередь - его ценность как памятника.
 
"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Объединяют же все дожиночные города, по словам экспертов, сжатые сроки, за которые необходимо провести желаемые преобразования: как правило, "быстро и качественно" хотят успеть сделать за несколько месяцев. Спешка, говорят эксперты, уже стала визитной карточкой всех "Дожинок". При таких темпах не может идти речь о качестве, подчеркивают они. "В большинстве случаев их консервация в современном состоянии будет даже более предпочтительна, нежели такое поспешное и непродуманное обновление".

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Например, для экономии времени архитекторы в ходе проектирования стремятся разработать для центральных улиц единые комплексные цветовые решения и способы оформления фасадов, замечает Степан Стурейко. "Но они носят упрощенный характер. Комплексность достигается не индивидуальной созвучной проработкой каждого строения, а за счет воспроизводства одного и того же решения на различных зданиях с минимальной индивидуализацией".

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Причем то, что удачно получилось в одном городе, очень часто любят шаблонно использовать в другом. Например, фасады практически всех зданий окрашиваются в мягкие пастельные или кремовые цвета - мягко-зеленый, бежевый, светло-розовый и т.д. Одинаковым цветом окрашиваются все здания, без разделения на исторические и современные.

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?

 
Эксперты обращают внимание также на наличие своеобразного "дожиночного" стандарта: ремонт инфраструктурных объектов города (от канализации и путепроводов до вокзалов и гостиниц), строительство крупных спортивных сооружений (с 2006 г. было построено семь Ледовых дворцов), создание пешеходных зон (с 2006 г.) и набережных (с 2001 г.), установка парковой скульптуры (с 2006 г.) и фонтанов в центре города.

Знает история "Дожинок" не только положительные примеры изменений. В Волковыске в 2004 году неудачно отремонтированы некоторые единичные здания начала ХХ в. В Слуцке в 2005 г. снесена земская больница, здание XIX в. (на ее месте теперь "благоустроенная" территория, прилегающая к новой бане).
 
В Речице в 2007 г. снесли женскую гимназию также XIX в., входившую в туристический маршрут "Золотое кольцо Гомельщины". Кроме того, была взорвана старая водонапорная башня в центре города. В Орше насыщенные преобразования оставили не только положительный след: в исторической части города снесли около 40 домов (в т. ч. объект XVIII в.). Жертвой поспешности можно назвать и Лидский замок. В Горках в 2012 г. не смогли предотвратить на территории академгородка снос дома, в котором жил Максим Горецкий.

Общим местом "дожиночных" преобразований стали ремонты железнодорожных вокзалов, которые во многих городах также являются памятниками архитектуры. Однако ремонтные работы зачастую сводятся к "евроремонту".

"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?


"Дожинки": агрогламурный трэш или культурный феномен Беларуси?


"Дожинки" представляются лакмусовой бумажкой, проявляющей актуальное состояние культуры белорусской провинции, уровень осознания городской идентичности, отношение к собственному прошлому и настоящему, - подводит итог Степан Стурейко. - Разбавляется, изживает сам себя советский культурный ландшафт, но пока что горожане не в состоянии найти ему осмысленную замену. Колесо благоустройства крутится пока что вхолостую".

←На родине поэта Анатолия Сыса в деревне Горошков прошел праздник поэзии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика