Новые театральные афиши о старом

Источник материала:  


Ценители театрального искусства знают, что спектакль — это живое существо. Как ребенок, он растет, меняется, задавая на протяжении своего существования все новые и новые вопросы зрителю. Время чудесным образом раскрывает в старых постановках темы, ранее незаметные по причине своей неактуальности. Произведений, существующих на подмостках белорусских храмов Мельпомены более десятка лет, немало. «Павлинка», «Пигмалион», «Анна Снегина», «Сымон–музыка» — лишь самые яркие из них. В чем секрет долголетия?


О выборе репертуара


Владимир Савицкий — художественный руководитель Белорусского республиканского театра юного зрителя: «ТЮЗ я называю театром нового поколения. Мы ориентированы на детскую, юношескую аудиторию, но стараемся не забывать и о взрослом зрителе: ставим для него вечерние спектакли. Уже перед началом сезона точно знаем, сколько у нас будет премьер, это определяется бюджетом. Я предоставляю художественному совету несколько подходящих произведений, а затем вместе определяем, какие из них обретут жизнь на нашей сцене. На выбор влияют несколько факторов: значимость произведения в литературном мире, качество драматургии, количество героев — все актеры труппы должны быть задействованы в постановках».


Александр Ефремов — художественный руководитель Театра–студии киноактера киностудии «Беларусьфильм»: «Мы стараемся ставить спектакли, которые будут нравиться нашему зрителю. Ведь театр не может существовать без слушателя, без того, кто наблюдает и сопереживает. Поэтому тщательно подбираем пьесы и не спешим отказываться от старых постановок. Актер ведь не должен играть для самого себя! Хорошо помню непростое время, когда выходили на сцену, как говорится, во имя искусства. В 1991 году я стал театральным руководителем. То был период величайшего кризиса в театральном мире. У нас тогда имелась контрольная цифра — тринадцать. Если купили тринадцать билетов, то я сообщал ребятам: «Сегодня играем!» Зритель к нам начал идти в 1993–м, после того как Александр Беспалый поставил «Мы идем смотреть «Чапаева». С тех пор публика нас любит».


Николай Пинигин — художественный руководитель Национального академического театра им. Я.Купалы: «Худсоветы — это порождение советской власти. Все решения относительно репертуара должен принимать исключительно художественный руководитель! Конечно же, если я приглашаю какого–либо режиссера, то он приходит со своими предложениями, которые я рассматриваю, но иных вариантов не должно существовать. Несмотря на то, что уже третий год здание Купаловского на реконструкции, каждый сезон выпускаем по три спектакля на большой и малой сценах. В этот нелегкий период стараемся делать репертуар демократичнее, поскольку заинтересованы в том, чтобы собирать полные залы. Большая часть зрителей воспринимают театр как забаву, думающих и анализирующих — меньше. Мы стараемся найти золотую середину, а это отнюдь не просто!»


О спектаклях–старожилах


Александр Ефремов: «Как правило, спектакли у нас живут очень долго. Обновляемся нечасто, в лучшем случае — несколько раз в год. Тем не менее средняя наполняемость зала уже на протяжении как минимум десяти лет около 90 процентов, в прошлом месяце — 94 процента. По–моему, цифра солидная! С 1993 года идет «Театр купца Епишина», с 1994–го — «Миленький ты мой», и зрителей на них не меньше, чем на премьерных показах. Поэтому нет никакого смысла отказываться от старых спектаклей!»


Николай Пинигин: «Поскольку Купаловский является старейшей сценой страны, мы храним традиции. Самый яркий пример — наша визитная карточка «Павлинка». Мои коллеги из России, впервые увидев постановку, сказали, что подобные шедевры необходимо хорошенько беречь. И я солидарен, спектакль уникален! Ему в 2013 году исполняется 70 лет, а популярность его неизменна. Это необыкновенно легкая пьеса, где отражены особенности национального быта и ментальность белорусского народа. В ближайшее время собираюсь обновить «Павлинку», сделать из нее своеобразный сувенир для гостей столицы».


Владимир Савицкий: «Есть такая присказка, что если премьера завершилась овациями, то спектакль имеет настоящее, если же проходит с успехом более трех раз, у него есть будущее. Другими словами, постановка живет, пока вызывает интерес у зрителя ну и, конечно, имеет художественную ценность. Правда, существует такая форма, как консервация, когда спектакль приостанавливается на год или два, после чего получает вторую жизнь. В возобновленной версии играют уже иные актеры и декорации новые. Но такие случаи редки».


О недалеком будущем


Николай Пинигин: «В отреставрированном театре останется всего 350 мест. А потому, думаю, что попасть туда первые года два будет тяжело. Первое, что сделаю по возвращении в родное помещение, — поставлю несколько произведений, среди которых «Пан Тадеуш» Адама Мицкевича и «Чайка» Антона Чехова».


Владимир Савицкий: «Новый сезон посвятим новоселью. ТЮЗ возвращается в отреставрированное здание. Готовится «парадная афиша», публике будут представлены спектакли на произведения классиков белорусской и мировой литературы. Обновленный репертуар пока держится в секрете».


Александр Ефремов: «Одним из главных отличий Театра–студии киноактера является то, что «чернушных» спектаклей, где можно ощутить безнадежность жизни и человеческую бездарность, у нас нет! На данный момент подбираем творческую группу на постановку «Безымянной звезды» по пьесе Михаила Себастьяна».


Екатерина ПРИХОДЬКО.

←Миры и маргиналии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика