Горячие мифы с холодной душой
Iрына Клiмковiч. Калi адчыняюцца нябёсы. Мiфалагiчныя замалёўкi. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.
«Старажытныя мiфы нiкуды ад нас не сыходзiлi, яны тым цi iншым чынам прысутнiчаюць i ў сённяшнiм жыццi», — уверена автор книги Ирина Климкович, которая взялась за сложную задачу: пересказать белорусскую народную мифологию для юных читателей. Это значит, увлекательно и понятно. Даже взрослые с удовольствием прочитают легенды о белорусских кладах, о волшебных камнях, которых в Беларуси хватает, о происхождении Бабы Яги. Оказывается, в основе страшных сказок об этой злодейке, живущей в лесной избушке и поедающей детей, — отзвук древних ритуалов. Например, недоношенного или больного ребенка жрица трижды символически заносила на хлебной лопате в теплую печь, символизирующую материнское чрево, чтобы отогнать болезнь и придать сил. Происхождению Деда Мороза тоже посвящена отдельная глава — с этим персонажем связано много оригинальных преданий. А как, рассказывая о нашей мифологии, не упомянуть о волколаках! Впрочем, появлению этих персонажей в фольклоре есть вполне реальное объяснение. Издание со вкусом иллюстрировал художник А.Коршакевич, и в Год книги это замечательный подарок детям.
Теннесси Уильямс. Трамвай «Желание». Любовное письмо лорда Байрона. Ночь игуаны. Пьесы. АСТ, Астрель, Москва, 2012.
Есть в литературе произведения талантливые, но оставляющие послевкусие безнадежности, пресловутой «экзистенциальной тошноты», которую проповедовал Сартр. Великий Теннеси Уильямс тоже достаточно безжалостен к читателю. Впрочем, задача искусства — в том же, за что покарали Сократа сограждане–афиняне: быть оводом, подгоняющим ленивого вола, то есть заставлять задуматься над нравственными проблемами и своими пороками. Почему люди не слышат, не понимают друг друга? Отчего между ними — стеклянная стена и никто не решается жить так, как подсказывает сердце? От жестокости реального мира спасаются в вымышленном... Вот элегантная богатая дама Бланш Дюбуа приезжает в гости к бедной младшей сестре, вышедшей замуж за простого рабочего, вульгарного грубияна Стэнли Ковальского. Но драгоценности Бланш — дешевые стекляшки, родовой дом с колоннами под громким названием «Мечта» ушел за долги и даже лицо свое Бланш, изгнанная из родного города за аморальное поведение, не показывает при свете. Кто прав, кто виноват — разобраться трудно. Но боль — реальна, как и вина людей, забывших, что такое прощение и сострадание.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.
Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ