Манеж есть сцена
Думаю, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать о том, как нас удивит цирк в новом сезоне. Накануне одного из представлений я встретилась со Штефаном Плешояну, румынским дрессировщиком. Раньше он работал в бухарестском цирке «Глобус», а сейчас является главным дрессировщиком Белорусского государственного цирка. Штефан начал свою карьеру в 18 лет, что считается довольно поздно. Он работал почти со всеми животными, включая лошадей, пони, верблюдов, жирафов, лам, зебр, тигров, носорогов и даже слонов. Учился Плешояну у лучших представителей славных европейских цирковых династий.
Ухаживать 24 часа в сутки
— Штефан, почему вы решили стать дрессировщиком?
— Очень люблю животных. Всегда хочется познакомиться с разными видами, понять их повадки, природу, попробовать разные возможности, чтобы раскрыть их талант. Ремесло приходит с опытом. Вначале работал только с лошадьми. А затем начал пробовать себя в общении и с другими животными, более экзотическими — бегемотами, носорогами, ламами.
— Теперь снова работаете с лошадьми, голландскими фризами, которые уже успели полюбиться зрителям Минска. Почему именно эта порода?
— Я считаю, что фризы — самые красивые лошади в мире. Для зрителя очень важно, чтобы они были именно эффектными, хорошо смотрелись на манеже. Конечно, в нашем цирке есть и другие породы: арабские, пегие, испанские пинто. С последними у меня тоже есть цирковой номер. Эти лошади поменьше, чем фризы, им проще выполнять такие трюки, как, например, хождение на задних ногах, им легче становиться в свечку.
— Многие люди тем не менее продолжают думать, что животных в цирке мучают. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Те, кто так считает, вообще мало что знают о нашей работе и о зверях. Мы любим наших животных, как детей, и они такие же артисты цирка, как и люди. Кроме того, за ними ухаживают 24 часа в сутки — есть и дежурные, и ветеринары. У нас, дрессировщиков, работа крайне трудная, нервная, без выходных и почти без отпуска. Неужели кто–то думает, что зверя можно заставить делать то, что он не хочет, тем более если он в плохом состоянии и физическом, и моральном? Это как с людьми: если человеку не нравится его работа и то, что он делает, он выглядит плохо и настроение у него скверное. Я работал с крупными животными без клетки — с тиграми, львами. Они весят более 300 кг. Убить могут запросто. Надо любить и понимать животное, искать к нему подход, поощрять за работу. Бывает, на репетиции одного номера уходят годы, а на манеже зритель видит это все 10 — 15 минут.
Техника свободной дрессуры
— Есть у вас особенные приемы работы с животными?
— В моем номере с голландскими фризами, который называется «Лошади на свободе», я использую так называемую технику свободной дрессуры. Это когда не верхом руковожу лошадью, как машиной, а отдаю команды на расстоянии, подобно дирижеру. Очень сложный способ работы, но на арене все выглядит потрясающе.
— А бывает так, что верблюд или лошадь вообще не в настроении работать?
— Конечно. Они же все чувствуют, тоже расстраиваются, переживают, когда у них что–то не получается. Тогда стоит подождать, не давить ни в коем случае, дать животному передохнуть и только потом продолжать репетицию или вовсе перенести на следующий день.
В Европе зритель разлюбил цирк
— Вы не так давно работаете в Минске? Вам тут нравится?
— Я приехал сюда на открытие цирка сразу после реконструкции. Был приятно удивлен красотой здания и интерьером: отличные условия, приятный коллектив. У меня очень большой опыт работы в цирках всего мира, и я могу смело сказать, что лучших условий для работы, чем в Беларуси, у меня не было никогда. Испытываю огромное удовольствие от каждого представления. Очень приятно выходить на манеж и видеть, как тепло принимает и ценит мой труд публика. В Европе за последние 10 лет зритель разлюбил цирк. Мне горько это признавать, но так оно и есть. А здесь люди ходят на наши спектакли и любят цирк. Для артистов это очень важно, чтобы зритель приходил на представления.
— Расскажите немного, что нас ожидает в новом сезоне?
— Программа очень насыщенная, сложная и красочная. Я сам был удивлен, когда увидел генеральный прогон на репетиции. Много артистов высокого уровня в разных жанрах: акробаты, клоуны, медведи, обезьяны, дрессированные кошки. Я представлю свой номер с голландскими фризами. Вообще приходите — будет очень интересно! Сейчас готовим новый номер с экзотическими животными — 3 верблюдами, 3 пони, 2 зебрами, осликом и 3 ламами. На это может уйти много времени, но мы работаем — это наш следующий проект. Будем стараться удивлять зрителя такими спектаклями, которых он не увидит больше нигде.
Справка «СБ»
Штефан Плешояну. Дрессировщик. В цирке — 22 года. Со своими представлениями посетил 20 стран мира. На данный момент работает с 8 лошадьми, 3 верблюдами, 2 зебрами, 1 осликом и 12 пони. Уникальный номер артиста — «Лошади на свободе». Фризы — животные очень пугливые, дрессировке поддаются тяжело. Но Штефану удалось приручить грациозных скакунов.
Автор публикации: Ядвига АДАМЧИК