Репортаж через решетку, или Как в Минске слушали "запрещенного" Вольского
02.10.2012 16:18
—
Новости Культуры


Шагая по Чернышевского прямо к дому №3, опаздывая жутко, потому что трамвай каким-то мистическим образом просто не ехал, и многим другим, ожидающим его вместе со мной, пришлось идти пешком, оставляя за собой битком набитую остановку… Так вот, уже подходя к этому самому дому, который заботливо укрыл в своем "почти подвале" столько добрых и светлых зрителей, я заметила: поют не только внутри. Пели снаружи, пел сам дом, пела улица.


Приблизившись и оценив масштабы публики, начинаю фотографировать, просовывая руку с фотоаппаратом в едва приоткрытую форточку. От разницы уличной и домашней температуры стекла объектива тут же потеют: "нет, не получатся сегодня фотографии…" И тут, точно услыхав мои мысли, те, кто в тот концертный вечер оказался в тесноте, но уж точно не в обиде, отпирают окна.

Под шутки и даже аплодисменты наша уличная компания подтягивается еще ближе, песни становятся слышны еще громче. Теперь поем все вместе и уже нет никаких преград. Прохожие останавливаются, прислушиваются…

- Мам, мама! Там концерт! Давай постоим немножко, - дергает свою маман за рукав кареглазый мальчуган в разодранных на одном колене джинсах.

- Глядзi, Пятроўна, Лявон пяе. А памятаеш тату яго? Ох, добры чалавек быў, таленавiты! I сын такi! Але ж зусiм па тэлевизары не паказваюць…
- И правильно. Пойдем отсюдова, тут оппозиционеры собираются. Сейчас еще милиция приедет, - злится Петровна и ускоряет шаг.
- Не, я паслухаю. Ну, бывай, - прощается со своей спутницей та, что помнит еще отца.
- Мам, а кто такие оппозиционеры? - мальчишка снова дергает за рукав свою мать, которая начинает что-то объяснять ему на ушко.
- Ага, понял! - удовлетворенно кивнул головой кареглазый через несколько минут и вернулся к окну.

Все это время там, внутри, проходила презентация диска "Савка ды Грышка". На нем собрано 100 песен, которые на протяжении двух лет звучали в эфире радио "Свобода" и на сайте. Теперь проект закрыт. Пора придумывать что-нибудь новое, но по словам журналиста радиостанции Алексея Знаткевича, только от слушателей зависит: вернется Савка к ним или уже нет ("Пишите! Требуйте! Бастуйте!" - честно шутил Лявон во время концерта).
Напомним, Савка ды Грышка - персонажи, пришедшие к нам из глубины народной мудрости. Знакомы они с раннего детства, вместе когда-то "ладзiлi дуду", плясали, дергали девчонок за косички. В общем, "даладзiлiся" до того, что докатились до XXI века. Они очень разные, но все равно вместе: у них не совпадают взгляды на политику, общество. Исходя из своих убеждений, они обсуждают и высказываются на те или иные актуальные для каждого белоруса темы. На концерте своеобразным медиумом между нашими героями и зрителями выступили Лявон Вольский и замечательный джазовый музыкант Павел Аракелян.
Презентация диска должна была состояться в зале "Арт-Сядзiбы", однако за день до мероприятия сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям опечатали помещение. Организаторы оперативно перенесли встречу, зрители все равно собрались.

После концерта Лявон Вольский рассказал о том, как прошел год "запретов" и объяснил, почему не показывает поклонникам новые песни.

- За этот год сколько можно насчитать твоих выступлений в Беларуси и сколько за границей?
- Некоторые были, но они имели точечный характер. Есть в Могилеве точка, в Гродно, ну есть еще что-то в Минске, хотя договариваться очень трудно. Также бывают фестивали, организаторам которых не надо отправлять в исполком список музыкантов-участников. Ну и корпоративные концерты.
- В тоже время за границей выступаешь часто?
- Вопросы для налоговой инспекции (смеется)?
- Нет, просто насколько мне известно, очень многие белорусы ездят за границу не с целью посмотреть достопримечательности, а хотя бы где-нибудь послушать Вольского "живьем"…

- За границей просто совсем не трудно организовывать концерты, другой подход – ну, демократия, что ж ты хочешь…Мы играем совсем небольшие концерты, суженные до акустики, потому что возить весь состав дорого, хотя в Вильнюс, в Прагу ездили…
- А где с Пашей познакомились?
- В фейсбуке. Мы переписывались, встречались на некоторых мероприятиях. Раньше как-то и не думали вместе играть: Паша – известный джазовый музыкант, я джаз никогда не играл, но в итоге вышло ничего так, как я понимаю. Универсально!
- Еще бы! Но давай поговорим вот о чем: среди твоих старых поклонников есть те, кто любит тебя, что бы ты и по сколько раз не играл, и те, кто критикует, мол, ничего нового. Во время концерта ты сказал, что новое пишешь, просто оно ждет своего времени. А можно подробнее?
- Ну что я могу сказать? Не пришло еще то время. Сейчас очень трудно подобрать профессиональных музыкантов, потому что все они играют по кабакам, потому что сейчас музыкант зарабатывает, в основном, в кавер-бенде…


- А что сейчас?
- Ну, а что сейчас? "Сто гадоў самоты" - песня, которая вылезла случайно в Нью-Йорке, я не хотел ее демонстрировать, забыл, что концерт полностью снимается, сгоряча спел. Новые песни? Они такие… общественно-политического характера.Что-то происходит – я пока не буду об этом говорить. А люди, которые ностальгируют по старому, тоже должны понимать, что, например, "Савка ды Грышка" - проект для масс-медиа. Всему остальному - свое время. Чего-то не слышно - значит оно просто пока не пришло, значит я к этому не готов. В таких случаях лучше не спешить.


- Работаешь над какой-нибудь новой книгой?
- Не-а, не пишу. Для книги должна быть такая спокойная жизнь, а мы сейчас в постоянных разъездах. Вот снова в Вильнюс едем, в Прагу… По Беларуси вот путешествуем - все это финансово не обустроено.


- Когда бываешь за границей, много наших встречаешь?
- Невероятно много. Море! Везде! Сколько наших в Штатах - тебе и не снилось. В том числе и нелегалов. Просто люди убегают отсюда и все. Человеку с высшим образованием тут трудно реализовываться, нужно подкладываться под эту систему, врать, играть по чьим-то правилам, а людям хочется нормально работать.


- Как ты думаешь, уезжать - это выход сегодня?
- Конечно.


- Уезжать с концами или вернуться?
- Нет, вернуться. В Польшу ведь вернулись, а так когти рвать надо, потому что сегодня здесь ты не будешь востребованным. Где работать? Я видел дипломированных белорусских лекарей, которые работают в Лондоне на обычной Скорой помощи. Когда я их спрашивал, мол, а как так, они говорили, что не могут кормить семью, воспитывать детей за наши белорусские зарплаты. И я их понимаю.

Я не могу призывать людей, проживающих в таких условиях, оставаться здесь. При каких зарплатах? 500 долларов? Ну-ну… Пока что можно уезжать, потому что, все равно, здесь нет востребованности в профессионалах.

Работаешь в государственной системе - играешь в игру по чьим-то правилам. Я не советую. В результате такого страдает человек, страдает личность.
Текст, фото: Мария Войтович, OPEN.BY