«В следующем году будем стремиться к «семеркам»
— Владимир Дмитриевич, как вы оцениваете итоги прошедшей страды?
— Сработали хорошо, есть призеры. На высокие места в республике претендуют три экипажа и водитель. Да и хозяйство само тоже в лидерах по продаже пивоваренного ячменя государству вот уже третий год подряд. На сегодняшний неплохой результат повлияли многие факторы. Поспособствовали и почвенно - климатические условия. Глупо думать, что все сделали только сами, иначе в следующем году можно «обжечься». Беларусь находится в зоне рискованного земледелия, и год на год не похож. Даже при одинаковых вложениях результаты разные.
— Тем не менее не у всех в этом году такие высокие урожайность и валовой сбор зерна...
— Конечно, в основном все хозяйства были в одинаковом положении. И то, что итоги уборочной разные, означает, что кто-то все равно сработал лучше, а кто-то хуже. К примеру, опоздание с севом на один день — это три потерянных дня вегетации. А если опоздать на десять дней, то это будет стоить целого месяца! Поэтому надо стараться все делать в оптимальные сроки. В этом году в хозяйстве их выдержали. Вал мы получили хороший: намолотили 21 тысячу 485 тонн при урожайности 58,2 центнера зерна с гектара. Многое зависело от коллектива. Важны люди, их настрой, организованность.
— Как вы настраиваете их на работу?
— В сельском хозяйстве остаются те, кто любит свою деревню и свою работу. У нас есть свое соревнование. Мы поощряем людей за любую работу, выполненную хорошо. На этой жатве заработная плата в хозяйстве по сравнению с прошлым годом увеличилась вдвое. Если в прошлом году лучшие механизаторы заработали по восемь миллионов, в этом сезоне — около 17,5 миллиона. Как говорится, по труду и оплата. Мы понимаем, что рабочий день ненормированный. Но чем плохо в сумме получить за два месяца около двадцати миллионов рублей? Не надо ехать в Россию на заработки, ты все-таки дома, с семьей.
— Владимир Дмитриевич, кроме финансовой, какую поддержку оказываете работникам?
— Создаем хорошие бытовые условия, обеспечиваем на работе питанием и спецодеждой, чтобы все это в совокупности создавало хорошее рабочее настроение. И тогда люди работают с огоньком, а дело спорится. Решением правления по итогам уборки выдали всем комбайнерам и водителям премию — по миллиону рублей. Помощникам — по 500 тысяч. Ведь «Дажынкі» — это праздник не тех, кто «пришел» первым, вторым или третьим, нет. Это — праздник всего коллектива. Поэтому мы проводим свои «Дажынкі» в поле, на зернотоку, а в этом году — в Крошинском ДК. Выступал местный песенный коллектив «Крушина», работникам выдали премии, а еще… по караваю. Так что каждый экипаж и каждый водитель, кроме денег и красной ленты «Жатва-2012», принесли домой к чаю хлеб нового урожая. По окончании сушки зерна премировали всех по участию: от двухсот тысяч до миллиона. Люди это чувствуют и понимают. Ведь мы живем не одним днем...
— Но уборка — это не только то, что намолотили. Немаловажно и сохранить урожай.
— Действительно, самое главное, довести зерно до хорошего состояния, снять влажность, засоренность. И здесь работа ЗСК очень важна. И хотя у нас сегодня техническая мощь позволяет сделать все вовремя, чувствуем — можем и лучше. Недавно построили новый зерноочистительный комплекс — ЗСК-30, его уже прозвали «Байконуром». Он находится на центральной усадьбе в Крошине, где сосредоточено основное сушильное хозяйство. Но на следующий год мы приобретем еще один сушильный агрегат. Чтобы избежать потерь, надо сушить быстро. Сегодня «Крошин» — габаритное хозяйство. Но даже при этом расстояние перевозки очень много значит. Нынче комбайны мы уже лимитировали не так, как машины на отвозке. При хорошей урожайности 50—60 центнеров с гектара комбайн нажинает бункер за тридцать минут. А дать каждому две единицы невозможно. Во-первых, техники не хватит, а во-вторых, она тогда не будет так загружена. А заработать-то каждый хочет. И представляете, как волнуется водитель, который отвозит зерно, если он знает, что комбайн стоит. Нервная система должна быть спокойна, хоть и горячая пора! Поэтому новый ЗСК разместим на оптимальном расстоянии. По диагонали земли СПК простерлись примерно на 25 километров. Теперь сделаем так, чтобы самое большое расстояние на отвозке было не более десяти километров.
— Владимир Дмитриевич, недавно вам в доверительное управление передали СПК имени Чернышева. Что предстоит там сделать?
— Центральная усадьба этого хозяйства находится в деревне Петковичи. Ранее она принадлежала одному русскому предпринимателю. Расскажу откровенно, что мы увидели на месте. Грубо говоря, запущенные земли, отсутствие исправной техники, необходимого инвентаря. Сложилось впечатление, что те люди, которые когда-то по воле случая заполучили это хозяйство, не ставили цель выращивать урожай, получать прибыль от животноводства или растениеводства. За семь лет такого «руководства» хозяйство не развивалось, а… угасало. В июле мы получили его в доверительное управление. Тогда же увидели, что практически вся техника неисправна. Работать было не на чем, пришлось вложить деньги, чтобы восстановить комбайны. Ими мы убрали практически весь петковичский урожай. Итоговая урожайность — 35,2 центнера с гектара. Казалось бы, совсем неплохо, но по балльности земли — это не урожай. Их земли ведь лучше, чем крошинские. И могли бы давать не менее 60 центнеров с гектара. Будем стараться, чтобы в следующем году получить этот показатель. Наш молодой специалист Андрей Живула назначен новым управляющим. Провели работу против сорняков. Начали сеять озимые. Подготовлено 300 гектаров почвы, планируем засеять 680 гектаров.
— А как местное население реагирует на такие перемены?
— В этом году на первый звонок я съездил в Ишкольдскую школу, которая находится на территории СПК имени Чернышева. Деток там немного — всего 40 и четыре детсадовца. О чем это говорит? О том, что молодежи нет. Строительство практически не велось, притока кадров не было. Людей не обеспечили ни достойной зарплатой, ни работой. В запущенном состоянии объекты соцбыта. В администрации школы признались, что за последнее время из руководства хозяйства к ним вообще никто не заходил. А мы приехали с подарками. Согласно условиям коллективного договора, школьникам-отличникам хозяйство выдает денежные премии — две базовые величины. Хоть и небольшая сумма, но это их первая зарплата. В Ишкольди по итогам года — два отличника. Их мы и наградили. Все были приятно удивлены. И для взрослых в Петковичах начали кое-что делать. Бывшие хозяева за прошлый год не дали и не продали людям ни килограмма зерна. А у сельчан есть подсобные хозяйства: птица, свиньи, коровы. Также не продали населению ни одного килограмма сена. Довели людей до того, что те практически все посдавали коров, потому что нечем было их кормить! В этом году всех, у кого есть животные, кормами обеспечим. У кого нет буренок, но есть желание их держать, — предложим их купить у нас. И зерна работники получат столько, сколько и крошинские. Условия будут одинаковые. У нас по тонне даем ежегодно. И это не значит, что если в Петковичах ниже урожайность, то дадим лишь по 500 килограммов. Мы ранее присоединяли два хозяйства — «Подлесейки» и «Лавриновичи», за пару лет они стали своими. Так будет и с Петковичами, если суд решит все-таки присоединить их к нам.
— А какие вложения с вашей стороны нужны, чтобы по основным показателям Петковичи приблизились к «Крошину»?
— По величине Петковичи — пятая часть сегодняшнего СПК «Крошин». Пока все бумажные дела еще не решены — и работать сложно. Примерно два месяца назад начали реконструкцию фермы. Думаю, в течение сентября коров поставим. Все, чтобы создать условия для людей, чтобы дать заработать, сделаем. Ведь если доярка доит три литра в день, что ей заплатишь? Пока практически авансируем зарплату. Но за последний месяц по удою на корову они уже не последние в районе. Конечно, со стадом плохо работали, не было специалистов. А ведь сегодня откуда у нас деньги? Часть — зерновые, часть — сахарная свекла, рапс, но в основном это прибыль от животноводства. «Крошин» за молоко ежедневно выручает около 120 миллионов. А плюс мясо и все остальное — и уже хорошие финансы… Но вообще, если руководитель не заинтересован, любое хозяйство можно похоронить буквально за считаные месяцы. Это поднять его с колен тяжело.
— Кто остался из прежнего коллектива в Петковичах?
— Мы приняли всех, кто желал. Будут хорошие труженики, останутся работать... Ведь самое сложное — это не скот посчитать, не землю обойти, не трактора посмотреть, не склады проверить… Самое сложное — узнать людей, развивать их лучшие качества.
— Кроме доверительного управления новым хозяйством, чем сейчас обеспокоен СПК?
— Хозяйство занимается подготовкой к весенней посевной. Кроме того, уборкой соломы. У нас очень много скота, который стоит на глубокой подстилке — в хозяйстве почти 10 тысяч голов КРС, из них 2800 — дойное стадо. Поэтому напряжение работ не спадает. К тому же уже начали уборку ранней сахарной свеклы — это стоящая культура, ее рентабельность — около 30 процентов. И она приносит большую выгоду в последние два года. Наверняка этот год не будет исключением. Деньги от животноводства стали преобладать в выручке. Все-таки мы стараемся не просто продавать зерно, а «пропустить» его через животноводство и получить мясо. Выгоднее выращивать бычков, а не отдавать за бесценок маленьких телят. И в этом году произведем не менее 14 тысяч тонн молока и тысячу тонн мяса. Также поставили задачу получить от коровы 6 тысяч тонн молока. Думаю, эти показатели будут достигнуты. А в следующем году будем стремиться к «семеркам»: 70 центнеров с гектара — зерновые, 700 центнеров с гектара — сахарная свекла и 7000 килограммов молока от коровы. Цели должны быть максимальными.
— Спасибо, Владимир Дмитриевич, за интересную беседу. Уверена, ваше хозяйство достигнет этих целей!
Надежда БУТОВИЧ, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН»