Зенон Позняк ответил тем, кто обвинял его в нарушении авторских прав
Его упрекали за то, что он без разрешения использовал чужие снимки для своей книги «Добрая фатаграфія». И молчании в ответ на критику. И он заговорил. Вернее, написал.
Ответ Позняка опубликован на сайте газеты «Наша Ніва».
Зенон Станиславович, как и многие дискутанты, желающие сделать более понятной для оппонента свою позицию, начинает издалека, с момента советских лет, напоминая, что фотография тогда «вообще не воспринималась как искусство». А сами фотографы были «подручными партии». И каждую выставку приходилось «пробивать» с невероятными усилиями.
Он потому понимает и то, как важна поддержка творчества. В том числе и в области художественной фотографии. И пытался сделать свою книгу «сборником эссе про фотографию с иллюстрациями и размышлениями, а также – со стихами».
Но ведь эссеистика – жанр индивидуального размышления, личного взгляда на мир и проблемы. Жанр выражения личных впечатлений. И она посвящена автором «не фотографам, а фотографиям». И это позволяло, на его взгляд , обращаясь к уже известному материалу, в том числе и тем фото, что были выставлены в интернете, делать авторский выбор и личные авторские оценки.
Это – «взгляд на известное и давно существующее». И это – объяснение причин и оснований для свободы и прав автора, не нарушающих свободы и прав других авторов и художников.
Позняк признаётся, что ему важно было рассказать про фотографии, которые, на его взгляд, «выяўляюць жыцьцё чалавечага духу альбо дух рэчы, дух прыроды, жыцьцё чалавечага лёсу».
И это было важнее всех технических и художественных особенностей представленных в книге фотоснимков. Иногда технически несовершенные фото наполнены глубоким смыслом и особыми чувствами автора, что делает их интересными, несмотря на не всегда высокое качество съёмки.
Книга издана самим автором. Организационную помощь оказал П. Мажейко, координирующий книжную серию «Гарадзенская бібліятэка», в которой и была издана «Добрая фатаграфія».
И автор ещё раз обращает просьбу к своим будущим читателям: проникнуться тем неброским искусством и прелестью фотографий, которые собраны в книге.
«Если кто-то почувствовал себя обиженным - прошу прощения. Я никого не хотел обидеть, и мне искренне жаль, если кто-то из авторов воспринял мою книгу иначе, чем доброе намерение», - добавил Зенон Позняк.