Многие белорусы меряют мир панельными зданиями
10.09.2012 11:01
—
Новости Культуры
Многие белорусы меряют мир панельными зданиями
Несколько лет назад четверо ребят-профессионалов решили создать архитектурную студию Urbanplunger, чтобы совместно работать над проектами и участвовать в международных конкурсах.
Александр Кузьменчук, который живет и работает в Чехии, семейная пара Евгения Ляшука и Татьяны Кескевич и еще один белорус Вадим Буто – команда, которая доказала, что белорусы могут проектировать современные здания не хуже других.
В 2011 году студия Urbanplunger заняла третье место с проектом ночного клуба и отеля на международном конкурсе в Гонконге.
Фото urbaplunger.com |
Фото urbaplunger.com |
Каждый из plunger-ов имеет постоянную работу, а созданием конкурсных проектов молодые люди занимаются в качестве хобби и дополнительного способа самореализации.
Отсутствие веры в себя они считают главной проблемой в современной белорусской архитектурной среде.
– Молодые архитекторы (и белорусы вообще) должны поверить в себя. Часто, когда мы вывешиваем конкурсы, замечаем, что в Беларуси на них реагируют с пессимизмом. Говорят: вот могут же делать интересные вещи за границей, а мы не можем ничего. Хочется, чтобы молодежь поверила: все мы можем, но нужно что-то делать, нужно пробовать, – считает Евгений Ляшук.
– Тем более, что строим мы не только для себя. Все это останется будущему поколению. Нужно помнить об этом и делать что-то интересное, – дополняет супруга Татьяна Кескевич.
Проект музея современного искусства (конкурс проходил в Буэнос-Айресе). Фото urbaplunger.com |
Белорусско-чешская студия Urbanplunger пока работает без обязательств: есть конкурс – значит можно принять в нем участие. Кто из plunger-ов хочет и может – участвует, у кого нет времени – потом не обижается.
Последний проект молодых архитекторов – проектирование библиотеки районного значения (3000 кв. м.) для конкурса, который проходит в Южной Корее. На создание проекта реального здания давался месяц. В отличие от предыдущих проектов-концепций, на этот раз по чертежам архитектора-победителя построят здание.
– На днях мы дожали, закончили работу к конкурсу. Мы перебрали 5-6 идей и никак не могли прийти к окончательному решению. А когда решение было принято, сделали проект за полторы недели. Идею всегда тяжелее найти, чем реализовать задуманное в специальной программе, – делится с нами Татьяна Кескевич.
Татьяна Кескевич |
Семья plunger-ов говорит, что библиотеку старались сделать непохожей на белорусскую Национальную, а если бы им поручили спроектировать ледовый дворец, то взялись бы за эту задачу.
Рассуждая об уплотнении и новых зданиях в Минске, молодые архитекторы отмечают, что жить в районах с большой плотностью населения может быть и некомфортно. Получается такой "многоэтажный курятник". Однако, проблема характерна для всех больших городов.
– Это издержки большого города, неизбежная ситуация. Найти другое решение пока не получается, – считает Татьяна.
Об огромной новостройке на Немиге рlunger-ы Татьяна и Евгений говорят – дом тяжелый и большой, подавляет все, что находится вокруг, тем более, что у его подножия ютится Троицкое предместье. А среди новых построек в столице отмечают стеклянный корпус для ОАО "Беларуськалий", спроектированный архитектором Олегом Воробьевым.
Белорусскую столицу архитекторы ассоциируют, прежде всего, с проспектом Независимости – "таких улиц не так много в мире, к тому же проспект представляет цельный объект".
Рlunger-ы скромно замечают, что им приятно читать про свои проекты в иностранных и отечественных медиа, но быть замеченными – не самоцель архитекторов. Кстати, белорусы в комментариях под материалами намного более скептичны, чем читатели web-ресурсов, живущие на Западе.
– В сети комментируют, что "у нас, что бы не задумали, все равно в итоге получится панельное здание". Обидно, что многие белорусы во всем видят панельные здания, меряют мир панельными зданиями. У нас пока не любят эксперименты в архитектуре и остерегаются тех, кто экспериментов не боится, – делится мнением Евгений.
Татьяна рассказывает, что, если среди заказчиков на ее работе встречаются люди, готовые понять что-то необычное, как правило, это те, кто бывал за границей и чей глаз привык к разнообразию архитектурных форм.
– Белорусский заказчик не совсем готов к смелым решениям. Поскольку, в первую очередь, это он рискует своими деньгами, – считает Евгений Ляшук. – Архитектура – не картина, где все, что ты на ней изобразишь, зависит только от тебя. Тут много факторов. Нужны деньги и материалы, чтобы построить, нужно участие большого количества людей.
Евгений Ляшук |
Тем не менее, по мнению собеседника, отчасти в том, что современная белорусская архитектура достаточно консервативна – виноваты архитекторы.
– Многие молодые архитекторы сильно фокусируются на зарабатывании денег, эстетическая сторона их не интересует в принципе: что хочет заказчик, то и сделаю. На самом деле, заказчика надо и можно воспитывать, потому что не все люди готовы воспринять что-то новое. В то же время заказчик думает: сейчас я заработаю деньги на здании, а как будет дальше – неважно. Здание получится неинтересным, но зато он сэкономит.
На Западе тоже считают деньги, может, и больше, чем у нас. Но бывает так: ты тратишь больше на постройку здания, но оно быстрее окупается: если, например, использовать современные материалы, учитывать пожелания клиентов, направления в архитектуре. Сейчас развивается зеленое направление – стоит дорого, но в результате здание выходит рентабельным. Заказчику нужно это показать и объяснить. Когда он видит результат, то может пойти на более рискованный шаг.
Plunger Евгений Ляшук считает, что развиваться нужно, даже если это и не приносит денег:
– Пока молодой – участвуй в конкурсах: никому ничем не обязан, пофантазировал, прежде всего, для себя, показал сам себе, что можешь придумать. Да, я не зарабатываю на конкурсах, зато понимаю: я могу придумать!