Белорус Андрей Мычко снял блокбастер за 4 дня
23.08.2012
—
Новости Культуры

- Честно говоря, после школы я хотел поступить на актерское отделение, но родители были категорически против: мол, это не мужская профессия, - вспоминает Андрей Мычко. - Да и тогда, в начале 1990-х, в стране была разруха, продукты по талонам… Мама, помню, сказала: "Какой театр? В торговлю надо идти". Я поступил в торговый вуз, отучился, занялся бизнесом, а мне все неймется и неймется. Когда разобрался в своих мыслях, направился в Академию искусств. Бродил-бродил: актерская профессия меня уже не манила. Забрел я тогда на кафедру режиссуры кино и телевидения, а заведующий кафедрой Владимир Павлович Забелло и говорит: "Заходи. Расскажи, что ты здесь делаешь". Я ему рассказал свою историю, а он: "Так ты, парень, вовремя. Я как раз набираю двухгодичные курсы".
Владимир Павлович дал мне огромный список литературы по режиссуре и сценарному мастерству: я все лето читал, а осенью начались занятия.
- Андрей, как за два года вы научились снимать кино?
- Что вы, мне еще учиться и учиться. Но на курсе я был очень активным. Тут же купил видеокамеру, постоянно снимал работы: сам себе сценарист, режиссер, оператор и видеоинженер. Мне было интересно абсолютно все! Я даже жену подключил: она успешно овладела монтажом и, когда я уставал до боли в руках, монтировала вместо меня.
Реальное кино
- Мы подошли к самому главному: как вы сняли свой дебютный полнометражный фильм "Небо везде одинаковое"?
- Сценарий я написал во время учебы. Конечно, показал его Владимиру Павловичу. Он сильно не вмешивался, сказал: "Пойдет! Фильм есть - снимай!" И где-то через месяц после получения диплома я запустил картину.
- Вот все так просто: взяли и запустили… А где деньги нашли? Как артистов выбирали?
- Актеров выбирал просто: ходил по театрам и присматривался, запоминал типажи. Когда подошло время съемок, я уже знал, кто на какую роль подходит. И все попали в цель!
А потом я приходил к актерам и предлагал прочитать сценарий: "Это моя дебютная работа, проба пера!" Вы спрашиваете про деньги, а денег и не было. Откуда? Актеры согласились сниматься без гонорара, потому что их захватила история. Оператор Гриша Фомин тоже "горел" профессией. Звукорежиссером я взял первокурсника, потому что старшекурсники бесплатно уже ничего не делают.
У нас есть сцены в доме престарелых. Когда я пришел к директору этого учреждения, он сначала смотрел на меня с подозрением, долго выяснял, с какой целью я хочу снимать. Я рассказал историю, он дал добро: "Снимай!" Когда приехал в зону отчуждения, там тоже сначала искали подвох: думали, я хочу какие-то недостатки выявить. Когда рассказал, что мы делаем художественное кино, меня спросили: "Неужели у нас будут такое снимать?" И разрешили. Съемки заняли 4 дня. Все обошлось в 3 тыс. долларов - деньги были потрачены на бензин и еду. Конечно, есть огрехи в качестве, и специалистам это хорошо видно, но сама история и то, как она рассказана, никого не оставили равнодушным.
Первой готовую картину увидела народная артистка Беларуси Татьяна Григорьевна Мархель, когда пришла на озвучку. Посмотрела, расплакалась и сказала: "Ну вот, на старости лет в кино снялась…"
Прокат
- Андрей, а как возникла идея предложить фильм областным кинопрокатным организациям? Шаг, надо сказать, нестандартный.
- У меня не было далеко идущих планов. Изначально я хотел снять свое кино, чтобы понять, получится у меня или нет. Потом пришла мысль предложить фильм телеканалам. Позвонил - меня спросили: "У вас есть регистрационное удостоверение? Чем подтверждено ваше право на картину?" Я подумал: "Правда, чем подтверждено мое право?" И направился в Министерство культуры, где мне сказали: "Мы не регистрируем фильмы частных лиц". Я стал выяснять: "Почему? На каком основании? Пришлите официальный отказ с аргументацией…"
В итоге прокатное удостоверение мне все-таки выдали, и я разослал диски с фильмом в областные киновидеопрокаты. Оттуда стали звонить: "Мы бы хотели купить вашу картину, но проблема в том, что мы никогда не работали с частными лицами". А проблем, оказывается, никаких нет. Все утряслось, договоры были заключены.
- Киновидеопрокаты смогли заработать на этом фильме?
- Например, за апрель в прокате по Минской области картина собрала почти 20 млн рублей при цене билетов 3 тыс. рублей. 50% от этой суммы по договору принадлежали мне. Кстати, для сравнения: за это же время картина Национальной киностудии "Беларусьфильм" "Одинокий остров" собрала около 2,5 млн рублей при цене билетов 15 тыс. рублей.
- Андрей, что же за удивительную, захватывающую историю вы сняли?
- Самое главное - это фильм про Беларусь, и играют там только белорусские актеры. А вся история разворачивается из-за старинной иконы. После аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения было много убийств: людей лишали жизни из-за всего, не только из-за ценных вещей. Одного мужчину, который жил в отселенной деревне и держал бычков с коровами, убили, чтобы забрать скот. А за старообрядческими иконами было целое паломничество. Люди спешно покидали свои жилища, а иконы оставляли в погребах, закутках…
Что дальше?
- Насколько я знаю, фильм "Небо везде одинаковое" перешагнул границы Беларуси?
- Да, фильм по окончании сезона отпусков покажут в российских и украинских городах: для проката в Украине уже сделали субтитры.
- А дальше снимать не думали?
- О, у меня есть замечательная задумка. В главной роли я вижу известного итальянского актера Микеле Плачидо. Мой друг помог мне его найти: сейчас Микеле занят на съемках, а в сентябре я еду к нему в Италию со сценарием.
- Что же, Андрей, желаю вам удачи. Будем с нетерпением ждать новую картину!
Досье
Андрей Мычко родился в Минске в 1974 году. В 1995 году закончил БТЭУ (Белорусский торгово-экономический университет Белкоопсоюза) по специальности "экономика торговли и общественного питания". В 2011 году - БГАИ (Белорусская государственная академия искусств ) по специальности "режиссура видеофильма". Женат, трое детей. Сейчас находится в декретном отпуске по уходу за ребенком.