Для обелиска Победы в Минске использовали смальту Ломоносова?
26.07.2012 16:00
—
Новости Культуры
Для обелиска Победы в Минске использовали смальту Ломоносова?
4 июля 1954 года тысячи жителей Минска впервые пришли к памятнику на площади Победы, воздвигнутому погибшим воинам Советской армии и белорусским партизанам. Строительство монумента велось два года. В своем выступлении на церемонии открытия главный архитектор проекта Георгий Заборский сказал, что всегда хотел воплотить в жизнь монумент, достойный подвига великого народа.
А начиналось все в далеком 1942-м... В сентябре этого года правление Союза архитекторов и Союза художников БССР на совместном заседании решило организовать товарищеское соревнование на составление эскизного проекта памятника героям Великой Отечественной войны. Архитекторам, которых к этому времени удалось разыскать, были разосланы письма с просьбой откликнуться на предложение. Среди тех, кто отозвался, был и Георгий Заборский. После тяжелого ранения он оказался в уральском Троицке, где у мастера не было даже элементарных условий для работы.
"Я избрал для работы первое задание: составление эскиза идеи-проекта памятника героям Отечественной войны... А теперь мне хочется сказать о моем больном и существенном моменте в предстоящей работе. У меня нет ни бумаги, ни досок и т.п. самых необходимых вещей..." - сообщает он в своем письме в Союз 22 сентября 1942 г.
И чуть позже уже в другом письме:
"У меня полное отсутствие дров и перспектив на их приобретение, в моей проходной комнате вечный жуткий холод, не позволяющий снимать с плеч шинель, отсутствует свет. Мне пришлось буквально вырвать пару листов бумаги в ССА в Челябинске, хотя бы для эскизной работы... Ценой больших усилий мне удалось добыть пол-листа фанеры и пару досок из забора для изготовления подрамников. Вот все, чем я располагаю для работы. Если же к этому добавить полное отсутствие у меня и в библиотеках каких-либо книжных материалов по архитектуре и какой-либо возможности с кем-нибудь поговорить или посоветоваться, то Вам вполне станет ясна картина моих творческих условий. Все мною сказанное не говорит о том, что я пал духом и сложил оружие. Скорей наоборот. Это заставляет еще больше напрячь мои силы для достижения цели. Начатую работу доведу до возможного конца, после чего вышлю ее в ССА БССР как свой творческий самоотчет в эти суровые дни..."
Несмотря на такие условия, архитектор создал серию эскизов, набросков, этюдов, которые стали основой будущего монумента для Минска.


В конце 1945 года Заборский возвращается в освобожденную столицу Беларуси и сразу же включается в работу по восстановлению разрушенных городов и сел. Осенью 1950 года Управлением по делам архитектуры при Совете министров БССР был объявлен конкурс на создание проекта памятника воинам Советской армии и белорусским партизанам.
В конкурсе приняли участие свыше 70 архитекторов и скульпторов Москвы, Ленинграда, Минска, Риги и других городов.
Первую премию присудили проекту Георгия Заборского под девизом "Беларусь".

Для разработки окончательного проекта памятника провели еще закрытый конкурс. Лучшим был признан проект Г. Заборского и В. Короля. Так сбылась мечта архитектора, а на Круглой площади в Минске вскоре начались первые работы.


Над созданием памятника работали ведущие белорусские скульпторы: З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов.



Бронзовый литой меч у пьедестала, увитый лавровой ветвью, выполнен скульптором С. Салтыковым, венки – скульптором С. Адашкевичем, обелиск увенчан орденом Победы из красной смальты – цветного непрозрачного стекла, которое после обжига в печи сохраняет рубиновый блеск и высокую цветопередачу.

Кстати, орден был создан ленинградским художником-живописцем Рябышевым из особенной смальты. Особенна она своей историей. Еще до войны в Ленинграде были начаты поиски мастерской Михаила Ломоносова, которые тогда так и не увенчались успехом. В блокаду на территорию Академии художеств, где, по сведениям, она располагалась, попала бомба. И когда академию стали приводить в порядок, мастерская обнаружилась. Там, среди прочего, была ломоносовская смальта, которая и была использована для изображения звезды, Спасской башни и кремлевской стены на минском монументе, открытие которого приурочили к 10-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Изначально предполагалось, что высота памятника составит 48 метров, а сделан он будет из белого мрамора с розовым оттенком. Чуть позже были внесены коррективы: основным материалом стал более дешевый гранит, а окончательная высота обелиска составила 38 метров. Также было решено отказаться и от цитат белорусских классиков о партизанах, которые должны были украсить монумент. И все из-за того, что не успевали к июлю 1954-го. Успели.
3 июля 1961 года, в день 17-й годовщины освобождения города Минска, почетный гражданин города Минска, Герой Советского Союза генерал-полковник А.С. Бурдейный зажег у подножия памятника Вечный огонь. А в 1984-м, в связи с вводом в действие Минского метрополитена, площадь по проекту архитекторов Б. Ларченко, Б. Школьникова и К. Вязгина перепланировали. Из круглой она стала овальной, рядом с памятником установили гранитные блоки с надписями, посвященными городам-героям. Под площадью была построена кольцевая галерея, которая переходит в мемориальный зал, посвященный памяти погибших героев. В центре зала венок, выполненный из художественного стекла с подсветкой (художник В. Позняк). На стене зала закреплены бронзовое изображение Звезды Героя Советского Союза и пластины с именами 566 уроженцев Беларуси и других республик, которые участвовали в освобождении белорусской земли и за свои подвиги были удостоены звания Героя. Такой площадь мы и знаем сейчас.
А начиналось все в далеком 1942-м... В сентябре этого года правление Союза архитекторов и Союза художников БССР на совместном заседании решило организовать товарищеское соревнование на составление эскизного проекта памятника героям Великой Отечественной войны. Архитекторам, которых к этому времени удалось разыскать, были разосланы письма с просьбой откликнуться на предложение. Среди тех, кто отозвался, был и Георгий Заборский. После тяжелого ранения он оказался в уральском Троицке, где у мастера не было даже элементарных условий для работы.
"Я избрал для работы первое задание: составление эскиза идеи-проекта памятника героям Отечественной войны... А теперь мне хочется сказать о моем больном и существенном моменте в предстоящей работе. У меня нет ни бумаги, ни досок и т.п. самых необходимых вещей..." - сообщает он в своем письме в Союз 22 сентября 1942 г.
И чуть позже уже в другом письме:
"У меня полное отсутствие дров и перспектив на их приобретение, в моей проходной комнате вечный жуткий холод, не позволяющий снимать с плеч шинель, отсутствует свет. Мне пришлось буквально вырвать пару листов бумаги в ССА в Челябинске, хотя бы для эскизной работы... Ценой больших усилий мне удалось добыть пол-листа фанеры и пару досок из забора для изготовления подрамников. Вот все, чем я располагаю для работы. Если же к этому добавить полное отсутствие у меня и в библиотеках каких-либо книжных материалов по архитектуре и какой-либо возможности с кем-нибудь поговорить или посоветоваться, то Вам вполне станет ясна картина моих творческих условий. Все мною сказанное не говорит о том, что я пал духом и сложил оружие. Скорей наоборот. Это заставляет еще больше напрячь мои силы для достижения цели. Начатую работу доведу до возможного конца, после чего вышлю ее в ССА БССР как свой творческий самоотчет в эти суровые дни..."
Несмотря на такие условия, архитектор создал серию эскизов, набросков, этюдов, которые стали основой будущего монумента для Минска.


В конце 1945 года Заборский возвращается в освобожденную столицу Беларуси и сразу же включается в работу по восстановлению разрушенных городов и сел. Осенью 1950 года Управлением по делам архитектуры при Совете министров БССР был объявлен конкурс на создание проекта памятника воинам Советской армии и белорусским партизанам.
В конкурсе приняли участие свыше 70 архитекторов и скульпторов Москвы, Ленинграда, Минска, Риги и других городов.
![]() |
Третья премия конкурса – работа "Родина". Архитекторы: Г. Бенедиктов и И. Руденко |
![]() |
Конкурсный эскиз памятника в честь Победы. Архитектор Г. Заборский. Поощрительная премия. |
Первую премию присудили проекту Георгия Заборского под девизом "Беларусь".

Для разработки окончательного проекта памятника провели еще закрытый конкурс. Лучшим был признан проект Г. Заборского и В. Короля. Так сбылась мечта архитектора, а на Круглой площади в Минске вскоре начались первые работы.


Над созданием памятника работали ведущие белорусские скульпторы: З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов.



Бронзовый литой меч у пьедестала, увитый лавровой ветвью, выполнен скульптором С. Салтыковым, венки – скульптором С. Адашкевичем, обелиск увенчан орденом Победы из красной смальты – цветного непрозрачного стекла, которое после обжига в печи сохраняет рубиновый блеск и высокую цветопередачу.

Кстати, орден был создан ленинградским художником-живописцем Рябышевым из особенной смальты. Особенна она своей историей. Еще до войны в Ленинграде были начаты поиски мастерской Михаила Ломоносова, которые тогда так и не увенчались успехом. В блокаду на территорию Академии художеств, где, по сведениям, она располагалась, попала бомба. И когда академию стали приводить в порядок, мастерская обнаружилась. Там, среди прочего, была ломоносовская смальта, которая и была использована для изображения звезды, Спасской башни и кремлевской стены на минском монументе, открытие которого приурочили к 10-й годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.
Изначально предполагалось, что высота памятника составит 48 метров, а сделан он будет из белого мрамора с розовым оттенком. Чуть позже были внесены коррективы: основным материалом стал более дешевый гранит, а окончательная высота обелиска составила 38 метров. Также было решено отказаться и от цитат белорусских классиков о партизанах, которые должны были украсить монумент. И все из-за того, что не успевали к июлю 1954-го. Успели.
3 июля 1961 года, в день 17-й годовщины освобождения города Минска, почетный гражданин города Минска, Герой Советского Союза генерал-полковник А.С. Бурдейный зажег у подножия памятника Вечный огонь. А в 1984-м, в связи с вводом в действие Минского метрополитена, площадь по проекту архитекторов Б. Ларченко, Б. Школьникова и К. Вязгина перепланировали. Из круглой она стала овальной, рядом с памятником установили гранитные блоки с надписями, посвященными городам-героям. Под площадью была построена кольцевая галерея, которая переходит в мемориальный зал, посвященный памяти погибших героев. В центре зала венок, выполненный из художественного стекла с подсветкой (художник В. Позняк). На стене зала закреплены бронзовое изображение Звезды Героя Советского Союза и пластины с именами 566 уроженцев Беларуси и других республик, которые участвовали в освобождении белорусской земли и за свои подвиги были удостоены звания Героя. Такой площадь мы и знаем сейчас.