Поможет ли конкурсная господдержка завоевать "Оскар" белорусскому кино?
09.07.2012 09:46
—
Новости Культуры
Поможет ли конкурсная господдержка завоевать "Оскар" белорусскому кино?
С 2012 года в Беларуси введены новые правила финансирования кино. Отныне Минкульт будет проводить конкурс на господдержку, которую сможет получить не только "Беларусьфильм", но и другие компании, в том числе частные. К чему это может привести "Завтра твоей страны" выясняет у Мартина Шматляка, директора Аудиовизуального фонда Словакии, где действует схожая схема финансирования кинопроизводства.
Фактической монополии "Беларусьфильма" на кинопроизводство положен конец. В марте Министерство культуры объявило конкурс на производство национальных кинофильмов, в результате которого в нынешнем году должна быть распределена господдержка в 10 млн долларов.
На конкурс была подана 61 заявка от 15 государственных и частных организаций. Итоги планируется подвести до 1 сентября. Игровые фильмы получат до 70% господдержки от общей стоимости кинопроизводства. Критериями оценки являются качество сценария, социальная значимость, создание положительного имиджа Беларуси.
В Словакии выходу местного кино из периода упадка и застоя после обретения независимости способствовала схожая схема финансирования кинопроизводства. Но с весьма существенным отличием - за распределение государственных средств там ныне отвечает не Министерство культуры, а независимый от правительства Аудиовизуальный фонд.
С его главой Мартином Шматляком и поговорил корреспондент "Завтра твоей страны".
- Пан Мартин, какие задачи стоят перед вашим фондом?
- Мы новая организация и работаем только третий год. Аудиовизуальный фонд образован как независимая структура для поддержки кино. Мы выделяем средства не только на съемки фильмов, но и на их дистрибуцию, участие в фестивалях, презентацию за границей.
- Какую сумму вы ежегодно получаете на поддержку словацкого кино?
- Примерно 6 млн евро. 3,5 млн поступает от Министерства культуры, 2,5 млн от других субъектов. Нас финансируют из разных источников, чтобы мы не были зависимы от государства. В оптимальном варианте половину денег мы должны получать из бюджета, половину - от частных лиц.
В том числе от телевидения, которое платит нам несколько процентов от рекламы, демонстрируемой во время фильмов, и от кабельных операторов. Кроме того, мы получаем процент от каждого проданного билета в словацкий кинотеатр, а также процент от продажи фильма на DVD . То есть все, кто пользуется продуктами словацкого кино, должны платить.
Все структуры, выплачивающие нам деньги, представлены в совете фонда, который решает, что делать с прибылью.
- Как государство финансировало словацкое кино до создания Аудиовизуального фонда в 2008 году?
- Министерство культуры осуществляло грантовую программу на 3,5-4 млн евро. С созданием фонда стало возможным получать деньги из других источников. Частная организация ведь не могла выделять деньги Министерству культуры, но может теперь финансировать независимую структуру.
- Кроме Аудиовизуального фонда кто-нибудь занимается в Словакии поддержкой кино?
- Нет. Телевидение спонсирует фильмы, только пригодные для показа на ТВ.
- Каким образом вы выделяете средства на кинопроекты? Проводите конкурс?
- Для начала совет Аудиовизуального фонда решает, в какую область кинематографа направить средства. Если у нас есть 6 млн евро, то, к примеру, 4 млн направляется на производство фильмов, 0,5 млн - на кинофестивали и т.д.
Затем мы проводим отдельные тендеры проектов на производство, дистрибуцию, на участие в фестивалях. В заявке участник тендера указывает, сколько средств ему нужно и на что.
В каждом тендере итоги подводит отдельная комиссия из 5-9 человек. По художественным, документальным и мультипликационным фильмам также работают самостоятельные комиссии. Они решают, какую конкретно сумму получит тот или иной проект. Точнее, они рекомендуют, а окончательное решение утверждаю я, информируя об этом совет фонда. Все сделано для того, чтобы власть не была сосредоточена в руках одного человека.
- Сколько художественных и документальных фильмов ежегодно получают от вас средства на производство?
- Мы разделяем художественные кинофильмы и художественные картины для телевидения (аналогичная ситуация с документальными лентами). В год спонсируем приблизительно 10 кинофильмов, 3-5 телефильмов, несколько десятков документальных лент и около 5 анимационных проектов. Около 100 тысяч евро ежегодно выделяется на множество студенческих фильмов с бюджетом в 3-5 тысяч евро.
- При тендере вам подают заявки продюсеры или целые киностудии?
- В Словакии нет киностудий. У нас только частные продюсеры и телевидение. После получения независимости киностудии приватизировали, а новые хозяева затем их ликвидировали. Теперь техническое оборудование продюсеры берут, как правило, в Чехии.
- Руководствуетесь ли вы какими-либо идеологическими критериями при проведении тендера?
- Перед нами не стоит задача поддерживать, к примеру, историческое кино или фильмы определенного жанра. Недавно мы провели эксперимент: объявили тендер на низкобюджетные жанровые фильмы. Бюджет такого фильма должен составлять до 150 тысяч евро. Фонд оплачивает 90% из этой суммы, т.к. не имеет права спонсировать фильмы полностью.
- Могли бы вы привести конкретные примеры: о чем были последние фильмы, которые вы спонсировали?
- Например, мы спонсировали фильм "Цыган", название которого говорит само за себя, социальную картину "Дом", мелодраму "Ловэ". Также поддерживаем фильмы, создаваемые в копродукции. Например, спонсировали чешский исторический фильм о трагедии в деревне во время Второй мировой войны.
— Какую часть бюджета вы компенсируете при создании одного художественного фильма?
— По-разному. Если фильм низкобюджетный, то можем профинансировать 90% его бюджета. Если фильм дорогой и создается в копродукции с другими странами, то можем выделить лишь 10%.
- Случаются ситуации, когда у вас просят 500 тысяч евро, а вы решаете дать только 100 тысяч?
- Да, безусловно. В основном мы дотируем один фильм на 300-350 тысяч евро. Как правило, это фильмы, бюджет которых составляет 600 тысяч евро.
- Когда во время тендера вы выбираете проект, важно ли при этом, будет ли он коммерческим успешным или нет?
- Это также учитывается, но это не приоритетный критерий. Для нас более важна креативность, качественная работа сценаристов и режиссеров , наличие финансового обеспечения из других источников.
- Были ли фильмы, спонсируемые вами, которые в итоге окупились и принесли прибыль?
- В Словакии проживает 5,5 млн человек, ни один фильм с бюджетом в 600-800 тысяч евро не может здесь собрать кассу, которая покроет затраты на его производство.
- Можете ли вы утверждать, что создание Аудиовизуального фонда дало толчок развитию словацкого кино?