Даже партработники искали «папараць-кветку»...
Нина БОГАЧ, деревня Волма Смолевичского района:
— Молодая была — все было, от собирания росы до поисков заветного цветка по лесам. Даже некоторые партийные работники, помню, этим увлекались, хоть им и запрещали! А сейчас, почти в семьдесят, разве что хожу по мокрой утренней траве — для ног полезно, говорят. Ну и умываюсь росой, конечно, предварительно поволочив чистую льняную скатерть по лужку перед домом. Чертополох тоже повесила с утра — говорят, что праздник Ивана Купалы — это еще и разгул нечисти. По преданиям, ведьмы и колдуны крали с неба месяц и звезды. Поэтому на лавке возле выхода до утра стоит керосинка — еще мамина, довоенная.
Алевтина КОЖУРЕВСКАЯ, поселок Яновичи Витебского района:
— Росой протираю лицо — полезно от сыпей. На подворье жгу можжевеловые ветви, говорят, отпугивает чертовщину. До замужества пускала венок по воде — и он постоянно прибивался к берегу. А вот в 29 лет повезло — и вправду получилось все с браком. Отпускала венок вместе с женихом. Намек был понят — сейчас уже семилетняя внучка ходит с дедом, ищут «папараць-кветку» по лесу с фонариком.
Андрей БОРОВИКОВИЧ, деревня Новый Двор Пинского района:
— Сейчас уже «уличную» часть праздника не соблюдаю — 72 года не шутка. Но дома всегда вешаю репейник над входом, можжевельником окуриваю помещения, жгу вербу или иву в пепельнице — отпугивает ведьм, что якобы вылетают ночью красть луну со звездами.
Мария ГРЫНЬ, г. Кличев:
— Ой, Купалье праздновали даже во время войны! В партизанском лагере, где я жила девочкой, мы всегда ходили искать тот самый цветок, правда, дальше постов не ходили — и без того попадало. Бросали в костры ветви можжевельника и вербы. По росе тоже ходили, тем более что таким образом мы каждое утро ноги мыли летом 1942—1944 годов — воды лишней не было, пользовались или росной (обтирались травами), или дождевой — ставили корыта на крыши землянок.
Денис ТРОФИМЫЧЕВ, «БН»