Блог журнала "Партер". В Большом - новая редакция оперы "Евгений Онегин"

Источник материала:  
15.06.2012 15:22 — Новости Культуры

Блог журнала "Партер". В Большом - новая редакция оперы "Евгений Онегин"

           


Блог журнала "Партер". В Большом - новая редакция оперы "Евгений Онегин"
18 и 19 июня на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета будет представлена новая редакция оперы "Евгений Онегин" Петра Ильича Чайковского. Дирижер-постановщик нынешнего спектакля-возобновления — народный артист Беларуси Александр Анисимов, режиссер редакции — Александр Прохоренко, хормейстер-постановщик — народная артистка Беларуси Нина Ломанович, художник-постановщик — Дмитрий Мохов.

В течение зимы 1877 года Петр Ильич Чайковский искал сюжет для новой оперы, но ни один из известных ему литературных сюжетов не заинтересовал по-настоящему: ни трагедия Шекспира "Отелло", ни либретто опер на исторические и мифологические темы, ни предложенный братом испанский сюжет. Композитор почти отчаялся найти что-нибудь подходящее, когда певица Елизавета Андреевна Лавровская предложила написать оперу по роману Пушкина "Евгений Онегин". Вначале эта мысль показалась Чайковскому, по его словам, дикой, но уже на следующий день он вернулся к ней, достал томик Пушкина и начал перечитывать поэму.

Музыкальные образы сами собой возникали в его воображении. Сцена письма Татьяны в особенности увлекла композитора. Петр Ильич хотел тотчас взяться за работу, но задерживало отсутствие либретто. За одну ночь был написан сценарий, а либретто создано вместе с драматургом и актером Малого театра Константином Степановичем Шиловским, который охотно согласился помочь Чайковскому. Из пушкинского романа в стихах — "энциклопедии русской жизни" — Петр Ильич взял лишь то, что было связано с душевным миром и личными судьбами пушкинских героев, назвав свою оперу "лирическими сценами".

Композитор работал над оперой "с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного".

"Как я рад избавиться от… принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в "Онегине". Я не заблуждаюсь; я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки", — так писал брату Петр Чайковский.

Захваченный работой над оперой, композитор, вопреки обыкновению, много рассказывал о будущем спектакле в письмах своим друзьям:
Блог журнала "Партер". В Большом - новая редакция оперы "Евгений Онегин"
"Все это очень просто, даже обыденно, но простота и обыденность не исключает ни поэзии, ни драмы…"

"Я с самых ранних лет моих всегда был потрясен до глубины души поэтичностью Татьяны. Если мою музыка заключает в себе десятую долю той красоты, которая в самом сюжете; то я очень горжусь и доволен этим".

"Я напишу прелестную оперу, совершенно подходящую моему музыкальному характеру! Я не холодным, рассудочным процессом работал над ней, а приложил сюда много горячего, мучительно-сладкого душевного волнения".

Еще до премьеры Чайковскому пришлось отражать нападки на несценический сюжет, на отсутствие действия. В одном из писем к издателю он высказывал свои опасения: "Онегин", мне кажется, будет иметь успех в домах и, пожалуй, на концертных эстрадах, чем на большой сцене".

Композитор полагал, что опере "не предстоит блестящая сценическая судьба": "…мне кажется, что она осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности". В эскизах вся опера была написана летом 1877 года, а инструментовка закончена в январе 1878 года в Италии.

Чайковский избегал постановки "Евгения Онегина" на казенной сцене с ее рутиной и формализмом. По желанию композитора, "Онегин" был впервые исполнен учащимися Московской консерватории в марте 1879 года. Успех был умеренный, но были и люди, сразу оценившие оперу. "Николай Григорьевич [Рубинштейн], который очень скуп на похвалы, сказал мне, что он влюблен в эту музыку. Танеев после первого акта хотел мне выразить свое сочувствие, но вместо того разрыдался", — писал Чайковский. Другие (в том числе учитель Чайковского Антон Рубинштейн) не смогли сразу понять "Онегина", а большинство отзывов прессы было прямо-таки смехотворно. Потребовалось время, чтобы новое произведение завоевало слушателей.

Интересно, что и сама опера к тому времени претерпела изменения. В первой постановке Татьяна в заключительной сцене падала в объятия Онегина. В 1880 году композитор, почувствовав фальшивость такого финала, создал вторую редакцию, соответствующую пушкинскому оригиналу.

Постепенно "Евгений Онегин" начинал приобретать популярность. В 1881 году спектакль поставил московский Большой театр, в 1884 году — петербургский Мариинский; опера обошла также провинциальные сцены. В "Онегине" выступали едва ли не все выдающиеся певцы прошлого. Целую эпоху составило исполнение партий Онегина П. Хохловым и Ленского Л. Собиновым.

На белорусской сцене состоялось пять постановок "Евгения Онегина". Эта опера была первым произведением русской классики, поставленным в 1933 году на сцене театра, и затем неоднократно представала в разных дирижерских интерпретациях: И. Гитгарца, М. Шнейдермана, Н. Балазовского, Т. Коломийцевой, Н. Колядко, а также режиссерских версиях: О. Борисевич, П. Златогорова, О. Моралёва, В. Шишова. Нынешний спектакль, новая редакция которого будет представлена, создан в 1986 году. В постановке блистали ведущие мастера белорусской сцены.

Читайте отзывы Александра Анисимова, Александра Прохоренко и Дмитрия Мохова, а также комментируйте пост на блоге автора >>> 

***
Журнал "Партер" - издание, позиционирующее белорусское оперное и балетное искусство в контексте мирового.

←Народные промыслы Беларуси привлекут в страну большое число иностранных туристов - эксперты

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика