На «Диктаторе» кинопрокат Минска потерял 300 миллионов
Последний фильм скандально известного Саши Барона Коэна «Диктатор» в минский прокат не попал. Да и мог ли? В нашей стране и с таким-то названием? У нас, бывало, и с гораздо меньшим политическим подтекстом фильмы не прокатывали, а тут… Оказывается, мог. Но столичный прокатчик не поверил в коммерческий потенциал «Диктатора»…
И генеральный директор УП «Киновидеопрокат» Мингорисполкома Василий Коктыш сегодня об упущенной выгоде сожалеет, о чем и рассказал в интервью корреспонденту Naviny.by.
— Василий Петрович, расскажите, кто и как решает, какие фильмы показывать в кинотеатрах Минска?
— Ни в одной стране не получается показать всё кино. Даже если иметь не 25 кинозалов, как у нас, а 2500 — и все равно все фильмы не покажешь. Поэтому мы вынуждены из хороших фильмов выбирать лучшие. И к счастью, благодаря долгосрочной работе и сложившимся деловым отношениям, у нас есть такое право.
Отбирает фильмы «Киновидеопрокат» вместе с правообладателями, мы ведь профессионалы, у меня два отдела есть, которые занимаются репертуарным планированием и прогнозированием. Аналитическим путем изучаем потенциал фильма — и художественный, и коммерческий. Решаем, для какой аудитории фильм, кому он может быть интересен, сколько он сможет «взять» зрителей. Оговариваем также количество копий — будет это одна копия, или, как в случае с «Мадагаскаром-3», который уже бренд, рекордное количество — он стартует в 11 залах.
Иногда московские дистрибьюторы нас корректируют, иногда мы их — просим дать больше копий. Мы ведь кино не покупаем, нам дают его бесплатно, так как мы в системе мировой «росписи» находимся, а потом уже от результатов работы перечисляем 50%. Потому ни правообладателям не выгодно выпускать лишние копии, ни нам показывать фильмы при полупустых залах. Потому выбираем оптимальный вариант.
Это постоянная ежедневная работа. Сейчас мы уже активно работаем на репертуар августа.
— То есть, грубо говоря, выбор определяется брендом, режиссером и бюджетом фильма?
— Да.
— Почему при достаточном количестве не самых выдающихся фильмов в минском прокате наш зритель лишен возможности посмотреть ставшего скандальным еще до выхода «Диктатора»?
— Мы потеряли миллионов 300, не взяв этот фильм в прокат. Но дело в том, что его нужно было за два месяца просчитать и заявить. А у нас тут такие крупные премьеры! Когда нужно было его заявить, мы посмотрели «Бруно» и «Борат» (предыдущие фильмы Саши Барона Коэна, — прим. Naviny.by): «Борат» вообще выходил на DVD в России, «Бруно» вообще ничего не собрал… А «Диктатор» прошел за счет пиара и названия.
Мы думали, может, наш зритель и будет его смотреть… Но у нас была такая ситуация, что мы планировали на эту дату замечательное европейское кино «1+1». Все уже заявлено было, оно уже у нас в репертуаре было, но буквально за неделю до выхода фильма нам объявили, что на кинопленке его печатать не будут, а в цифре нам его уже ставить было некуда. И вот если бы мы могли просчитать такое, то на это место «Диктатор» «лег» бы замечательно…
И уж тем более, если бы я знал, что начнут задавать вопросы, не запретили ли этот фильм — нам надо было, наоборот, сказать, что запретили, а потом показать! Тогда у нас сборы были бы колоссальные. Но, к сожалению, мы просчитались. А сейчас уже нет возможности и смысла его вернуть.
Что касается, как вы говорите, не самых выдающихся фильмов, то мы вынуждены считаться с мнением зрителя. Кругом мир потребления — и преобладают в прокате соответственно фильмы для «попкорнового зрителя». Но они востребованы.
— Значит, никакой цензуры?
— Да. Кинопрокат вне политики, не «пришивайте» нам политику там, где ее нет. Не дай бог, нам политизировать кино — тогда зрителю будет совсем плохо. Просто нам и так фильмы уже некуда «ставить». У нас и так могут испортиться отношения с правообладателями — «Аврора» у нас сейчас «стоит», в «Мире» зал восстанавливаем, в «Октябре» будем еще зал восстанавливать. А ведь останавливая даже один зал, мы нарушаем расписание фильмов. Мы не можем менять сетку показа фильма, договор на который два месяца назад подписали. Если я скажу партнеру, что, например, вместо «Прометея» поставлю «Диктатора», то эта компания будет уже закрыта для меня.
— А сколько кинозалов нужно Минску для спокойной работы?
— Залов 50 — оптимально. На данный момент при данной посещаемости и пока мы не перешли на цифру, хватило бы и 40 залов. Если думать о перспективе — 50-60 залов. Но тут нужно все внимательно просчитывать. Если будет большее количество залов, значит, будем показывать больше фильмов, которые по коммерческому потенциалу не очень. Да, хотелось бы больше показывать арт-хаусных фильмов, но зрители на это не идут. К сожалению, во всем мире показ арт-хауса сокращается. Сегодня все основано на деньгах, потому художественное авторское кино, которое заставляет думать, уходит на второй план. Кинопрокат сегодня стал бизнес-структурой. И это не сопутствует тому, чтобы на наших экранах было больше выдающихся авторских фильмов.
— И когда же в Минске появится 50 кинозалов?
— В ближайших планах — переоснастить все кинозалы на цифру. Потому что из 25 залов только 4 могут показывать кино в цифровом формате. И это очень большая проблема (именно из-за этого пришлось отказаться от показа фильмов «Железная леди» и «Прислуга»). Уже в следующем году будет проблематично найти фильм, который будет печататься на пленке. К октябрю планируем иметь 12 цифровых залов. В первом полугодии следующего года планируем оцифровать все кинотеатры. Другого пути нет, иначе мы остановим кинотеатры.
Кроме того, есть еще в планах строительство многозальника (планируется построить современный мультиплекс на месте бывшего кинотеатра «Авангард». — прим. Naviny.by). И именно там я мечтаю открыть еще один арт-хаусный зал (сегодня авторское кино показывают в переоборудованном зале кинотеатра «Ракета». — прим. Naviny.by).
И вот если мы за полтора года переоснастим, и у нас получится строительство «Авангарда», тогда мы и будем рассуждать на тему новых кинозалов.
— Какова окупаемость новых и переоборудованных кинозалов и кинотеатров?
— Кинотеатр «Беларусь» окупается 8 лет, еще не окупился. Вообще кинобизнес — очень рискованный бизнес. Тут надо работать профессионалам, сегодня в одиночку кинотеатр выжить не может. Потому наша задача — укрупняться, развиваться, переоснащаться. И тогда будем на плаву — и зритель будет доволен.
У меня в киносети есть прибыльные кинотеатры, которые дают доходы, и в том числе — на содержание невыгодных. Невыгодные мы модернизируем или избавляемся от них. У нас «Киев» раньше был с рентабельностью минус 70%, сегодня — плюс 30%. Наша главная задача — уйти от нерентабельной работы. И тогда отдельно взятый кинотеатр будет быстрее окупаться.
Сегодня мы развиваемся за счет кинотеатра «Беларусь». Если бы мы его не построили, не открыли бы «Киев». А мы за собственные деньги переоснастили «Киев». Хотя, конечно, сегодня переоснастить полностью в короткие сроки без денег из городского бюджета не получится. Потому что за собственные деньги мы будем лет 10 переоснащаться…
— А средств из городского бюджета достаточно?
— Средств всегда недостаточно. Но, к счастью, нас деньгами бюджет не баловал, потому мы уже кое-что сами научились делать. Дармовые деньги расхолаживают людей, у нас такого не было. Раньше я обижался на город по ряду моментов, но сейчас понимаю, что должен благодарить за это. Потому что мы, как говорится, на злости вылазили: злились, что нам ничего не дают — и работали, сжав зубы. Все зависит от нас самих. Если бы будем работать, тогда нам и городской бюджет поможет.
— Не кажется ли вам, что в пору, когда любой фильм можно скачать в сети, а иногда и довольно быстро в хорошем качестве, походы в кино себя изживают?
— Нет, нет и не будет такого! Потому что если человек замыкается в компьютере, в сетях и не видит белого мира, не видит себе подобных людей, он как личность себя теряет. Потому всегда люди будут стремиться выходить в свет. И смотреть красивое масштабное кино, еще неизвестно какого качества, на компьютере и в кино — разные вещи. Посмотрите на нашу аудиторию: за 4 месяца мы обслужили на 280 тысяч зрителей больше, чем в прошлом году, а в 2011 году мы достигли 5 миллионов зрителей. Сегодня ходить в кинотеатры престижно и модно.
Другое дело, что мы должны комфортность повышать. Конечно, мне не нравится, что у нас много чавкающих в кинотеатрах, потому что серьезный зритель хочет смотреть кино, а не обедать. Но эти проблемы мы тоже стараемся решать — культура прививается культурой. Вот вандалы посбивали с петель двери в туалете в «Ракете» после реконструкции, мы сделали по новой, пока все тихо… Есть такая категория людей, которые привыкли жить в болоте и им не хочется приходить в чистое, красивое, светлое место. Но я думаю, что если мы будем упорны в создания комфорта, если будем исправлять случаи вандализма своевременно, то переживем это.
Так что я смотрю на все с оптимизмом — зритель у нас будет всегда, если мы будем на уровне.
Ольга ПРУДНИКОВА