Случись Вячеславу Каштальяну стать ученым, быть может, и не было бы СПК «Агро-Мотоль»
Самому пришлось однажды стать свидетелем, как Вячеслав Николаевич строго отчитывал работницу, допустившую брак в работе. На горькие слова упрека, звучавшие в ее адрес в присутствии коллег, женщина не обижалась. Понимала, претензии председателя обоснованны. Допущенный брак исправила и в дальнейшем больше не допускала.
Требовательность — одна из наиболее характерных черт Вячеслава Каштальяна. При этом прежде всего он предъявляет повышенный спрос к себе. Считает, только когда сам служишь примером, имеешь право строго спрашивать с других.
Местные старожилы знают — к Мотолю у Каштальяна отношение особое. Дело в том, что его отец за всякую провинность грозился «сдать» сына в здешний детдом. Маленькому Славке это наказание казалось страшным. А когда вырос, понял: бояться Мотоля не стоит. Живут в нем не ужасные, а самые что ни на есть добрые, старательные и трудолюбивые люди.
Окончив школу, Вячеслав Каштальян поступил в один из аграрных вузов страны, где ему предложили продолжить учебу в аспирантуре. Однако родители считали, высшее образование должны получить все дети в семье. А старшему сыну найдется работа и дома. Вернувшись в родные края, Вячеслав Каштальян сначала работал главным инженером, затем возглавил колхоз «Советский». Спустя некоторое время ему предложили попробовать председательского хлеба в хозяйстве «40 лет Октября». В том самом Мотоле, которого он так боялся в детстве.
Знакомые отговаривали: «Не лезь. Там над председателями злой рок витает. Только успеет человек освоиться, как его «по воле народа» просят посторониться».
Об особой атмосфере в колхозе Вячеслав Каштальян знал. Но она его не пугала. Приняв хозяйство, в его руководящем составе никого менять не стал. Считал, работать можно со всеми. И работать неплохо.
Первые годы председательства Вячеслава Каштальяна в колхозе «40 лет Октября» выпали на «шальные» девяностые прошлого столетия. У многих еще свежи в памяти воспоминания о том развале, который царил тогда не только в стране, но и в умах людей. Старики приходили в кабинет, требовали вернуть имущество, которое когда-то их родители отдали при вступлении в колхоз. Не хватало денег на своевременную выплату зарплаты, приобретение самого необходимого. Не редки были случаи хищений.
«Пора с этим кончать, — твердо решил Каштальян. — Кто хочет уйти — зеленая улица, — решительно заявил он на одном из колхозных собраний. — А кто останется, пусть не сомневается: обязательно наступит время, когда будут у нас и достойные условия труда, и достойные зарплаты».
Большинство тогда своему председателю поверило. Сообща стали искать пути выхода из кризиса. В растениеводстве, к примеру, решили попробовать выращивать хмель, сою, до минимума сократив посевные площади под картофель. Заложили также новый сад. И постепенно хозяйство стало выбираться из долгов.
В это же время Вячеславу Каштальяну посчастливилось побывать в Германии, Франции, Голландии, Израиле, ознакомиться с опытом зарубежных аграриев. Во время посещения сельскохозяйственных выставок он внимательно присматривался, изучал технические характеристики и возможности нового оборудования и машин. На одном из таких форумов приглянулся председателю свеклоуборочный комбайн «Холмер». Вскоре машина уже «трудилась» на полях хозяйства. Спустя некоторое время к ней присоединились импортные свеклоуборочные комбайны.
— Та ставка, которую мы сделали на импортную технику, оказалась беспроигрышной. Она давно уже себя окупила. Сегодня времена поменялись. Отечественные тракторы, комбайны мало в чем уступают зарубежным аналогам. А по некоторым показателям даже превосходят их, — считает Вячеслав Каштальян. Кстати, для отечественной техники поля хозяйства стали своеобразной испытательной площадкой. Здесь большинство ее образцов получили своеобразную путевку в жизнь.
Будучи инженером по образованию, а в душе оставаясь сельским жителем, Вячеслав Николаевич убежден: для экономического роста любого хозяйства нужно развивать животноводство. Но и без растениеводческой отрасли не обойтись.
— Какой мы привыкли видеть ферму? — поставил он вопрос. И сам на него ответил: — Круглый год разбитая дорога, горы навоза, на котором коровы с увесистыми цепями на шее достают рогами едва не до потолка. Нескончаемое мычание животных слышно за версту. А надо, чтобы животные свободно гуляли по вольеру, чтобы их кормление осуществлялось в измельченном виде, а лекарства и витамины они получали через корма.
В СПК «Агро-Мотоль» на фермах именно так и обстоят дела. Современные технологии внедряются и в растениеводстве. Картофель, площади под который когда-то сводили до минимума, стал визитной карточкой Мотоля. Хозяйство специализируется на выращивании элитных сортов картофеля голландской, немецкой и белорусской селекций. Причем нашей бульбе отдается большее предпочтение. Урожаи получают здесь неплохие. А сохранить их помогают современные картофелехранилища.
В коллективе СПК «Агро-Мотоль» бытует мнение, что многими достижениями хозяйство обязано именно Вячеславу Каштальяну. Его огромной созидательной энергии, энтузиазму и дальновидности в принятии решений. Ни одного из них не принимает председатель, не просчитав возможных экономических последствий. Быть может, потому даже в самые трудные годы хозяйству удавалось оставаться на плаву.
А ведь неоднократно ветераны-колхозники пытались убедить «ретивого» председателя, что затраты на модернизацию производства себя не окупят. Он же доказывал обратное. И продолжает это делать, не опасаясь, что может проиграть. Сегодня, к примеру, экспериментирует с выращиванием томатов в открытом грунте. На высказывания скептиков отвечает: Европа на этом делает бизнес, а чем белорусы хуже?
Многие убеждены: в лице Вячеслава Каштальяна наука потеряла прекрасного ученого. Но случись обратное, и не известно, какая бы судьба ожидала СПК «Агро-Мотоль». Быть может, и не было бы хозяйства с таким названием.
Если бы в перечне профессий была «председатель-ученый», это вполне соответствовало бы Вячеславу Каштальяну. Он продолжает работать над собой. После поездки в Германию, например, понял — без знания иностранных языков никак не обойтись. И засел за учебники. Теперь свободно общается с сотрудниками немецких фирм, читает популярные сельскохозяйственные журналы Германии, Голландии.
Непростительной тратой времени для руководителя считает председатель бумаготворчество. А вот на личное общение с людьми, наоборот, времени не жалеет.
Вообще в СПК «Агро-Мотоль» человек, его труд — на первом месте. Те, кто не имеет замечаний, добиваются неплохих производственных показателей, по итогам года получают солидную премию. Сельхозпредприятие оказывает материальную помощь своим работникам на лечение, оплату санаторных путевок. Наряду с земным не забывают здесь и о духовном. Недавно, к примеру, на ремонт кровли храма Преображения Господня в Мотоле было выделено из кооперативной казны 50 миллионов рублей.
В заключение к сказанному остается лишь добавить, что личный вклад председателя СПК «Агро-Мотоль» Ивановского района Вячеслава Каштальяна в развитие АПК региона не остался незамеченным. Решением Брестского областного исполнительного комитета по итогам работы за 2011 год он был удостоен специальной премии «Человек года». Имя руководителя передового хозяйства занесено на областную Доску почета.
Александр КУРЕЦ, «БН»
Фото Анатолия КРЕЙДИЧА