Chiefs Band «отбелорусят» джаз
Белорусская джаз-группа Chiefs Band, играющая в изобретенном ими же стиле бульба-фанк, выпустила дебютный альбом Jazz Pirates.
В альбом вошли 9 композиций. Почти все песни являются авторскими, за исключением кавера на композицию шведского музыканта Нильса Ландгрена Anytime, Anywhere. Есть и трек на белорусском языке под названием «Час» — это композицию музыканты считают первым в мире произведением в изобретенном группой стиле бульба-фанк.
«Сейчас мы активно разрабатываем концепцию этого стиля. Это будет сочетание «фирменного» западного звучания и текстов на белорусском. Именно в этом направлении мы будем двигаться на втором альбоме», — говорят музыканты.
Chiefs Band был основан в 2005 году бас-гитаристом Александром Мышкевичем — большим поклонником американского джаза и фанка. За несколько лет группа стала одним из самых популярных клубных проектов Минска и регулярным гостем на международных джаз-фестивалях в России. Chiefs Band на протяжении нескольких сезонов были аккомпаниаторами в программе «Живой звук» на канале «Лад» (сейчас — «Беларусь 2»). |
По задумке музыкантов, второй альбом, материал для которого уже готовится, будет исключительно белорусскоязычным — для поддержания идеи бульба-фанка.
«Это полностью западная музыка, которая вышла из Америки. И наша идея — белоруссизировать ее, — рассказал Naviny.by лидер Chiefs Band Александр Мышкевич. — Вот есть, например, группа Zdob şi Zdub, которую раньше называли молдавским хард-кором. «Молдавский» и «хард-кор», казалось бы, — что это такое, как это соотносится? Однако именно этим она и интересна. То же самое мы хотим сделать с джазом — отбелорусить его. Чтобы мы приехали на фестиваль, и люди не гадали, кто это такие и откуда, а знали: вот приехал белорусский джаз-коллектив со своим бульба-фанком. Это будет интереснее для всех, все ждут своей «мовы». Пока мы единственные в Беларуси, кто работает в этом стиле. Думаю, можно сказать, что мы изобрели стиль бульба-фанк. И теперь этот паровоз не остановить — на втором альбоме все песни будут белорусскоязычными. Так что будет и у нас свой джаз!».
Говоря о том, как группа дошла до жизни такой, Александр Мышкевич заметил, что в 2005 году Chiefs Band «играли ска-панк и всячески старались попасть на белорусскую эстраду».
«Я параллельно продолжал заниматься той музыкой, которая мне нравилась, — поделился он. — А потом постепенно сменился состав группы, начали появляться единомышленники, которые также любят эту музыку. И так всё переросло в то, что сейчас звучит. Можно было бы иначе назваться, но не стали этого делать. Потому нынешние Chiefs Band — совершенно другая музыка и совершенно другие цели: не быть в тусовке белорусской эстрады, а быть намного дальше и выше, интереснее и разнообразнее сделать свою жизнь, жизнь близких людей и тех, кто любит хорошую музыку, а не вливаться в какие-то рамки…».
Александр Мышкевич признается, что творчество группы «стремится к тому, чтобы создавать хорошее настроение».
«Чтобы был настоящий полет джазовой импровизации, — продолжает он. — Вся наша лирика — не столько в текстах, сколько в музыке, в свободе и импровизации. Тексты, конечно, не бессмысленно делаются, они чему-то да посвящены. Например, Gonna make my groove — про сам грув, про настроение, которое должна создавать песня. А белорусскоязычный «Час» — про мысли музыканта в теперешних реалиях, про то, что порой думается, что не тем занимаешься, однако в итоге понимаешь, что будешь продолжать заниматься музыкой, потом что это твоя жизнь. Это все не просто на уровне профессии или ремесла, это образ жизни. Вот и музыка наша — про такой образ жизни».
Долгое время Chiefs Band были исключительно клубным проектом и о записи альбома не задумывались. «Всё выступления, выступления, и про альбом как-то не думалось, — говорит лидер группы. — Да и потом, когда уже решили, что неплохо бы записать что-то, писали композиции не «одной пачкой», а по две-три на разных студиях. В итоге у нас получилось девять записанных песен, посмотрели и поняли, что таким и должен быть альбом».
Говоря о том, есть ли где развернуться такому проекту, Александр Мышкевич отмечает, что белорусские музыканты рады даже хотя бы клубному продвижению.
«К сожалению, у нас пока возможно только клубное движение. Потому что не проводятся огромные фестивали и опен-эйры с привлечением спонсоров, как это делается в цивилизованных странах, — говорит он. — И люди, может, и не знают какой-то группы, но приезжают с палатками на фестиваль, узнают новых музыкантов, заинтересовываются ими. В Европе фестивали проходят каждый день, и люди там окультуренные, они не боятся пойти куда-то. А у нас этого нет. Потому уже хорошо, что существует хотя бы несколько клубов, где мы можем поджемовать. Вот, например, товарищи из клуба Coyote устраивают «Джаз-четверги», чисто за идею, чтобы это всё раскрутить. Если бы у нас был хотя бы с десяток таких клубов, где можно было бы всегда поджемовать музыкантам, чтобы в разных стилях можно было послушать разных музыкантов, какие-то тусовки проводить, чувствовать себя расслаблено — было бы здорово. Так что, не говоря уже о каких-то мероприятиях, дай бог, чтобы клубы развивались. И если будет развитие, то и альбомы писаться будут, и все остальное».
А уж хороших музыкантов у нас хватает, говорит лидер Chiefs Band: «Столько замечательных, талантливых музыкантов, и у всех свои композиции, свои проекты! Если бы всем играющим на уровне была дорога, проводились фестивали, но их просто не видно. По телевидению у нас ведь отборный шлачок под фонограмму показывают. И люди думают, что ничего мы не можем… Думаю, в такой ситуации нам всем нужно больше интересоваться музыкой — раз уж ее называют андеграундной, то давайте вместе будем в этом подземелье».
Презентация альбома Jazz Pirates группы Chiefs Band пройдет 31 мая в баре Coyote. На концерте также выступят друзья коллектива — шоу барабанщиков Stress (Минск) и джаз-бэнд Stop Time (Гродно). Кроме того, группа представит новую вокалистку — Екатерину Ходинец. А завершится программа традиционным джем-сейшном джазовых музыкантов. |
Ольга ПРУДНИКОВА