ПЛАНЫ И ДЕЛА
Писателя, историка, издателя Анатолия Тараса знают очень многие. Представлять его нет надобности. Поэтому сразу перейдем к вопросам.
— Недавно вы презентовали новые книги. Расскажите о них.
— В начале апреля состоялись презентации трех новых книг, изданных в моей серии «Неизвестная история». Все три — на белорусском языке. Это «Доля беларускае культуры пад Саветамі», «Гісторыя беларускай музычнай культуры XIX — XX ст.» и «Музыка на Беларусі: ад архаікі да сучаснасці».
Первая из них — перепечатка исследования Владимира Седуро (псевдоним — Ул. Глыбінны) «Доля беларускае культуры пад Саветамі. 1920 — 1957», дополненная статьями Юрия Вашкевича, Петра Васюченко, Сергея Хоревского, Романа Абрамчука.
Исследование Седуро вышло в 1958 году в Мюнхене, на ротапринте. Никто из широкой публики его не видел. Я решил переиздать эту интереснейшую работу, дополнив статьями современных авторов, в которых рассматривается также и последующий период. Кроме того, поставил в сборник 198 иллюстраций, многие из которых уникальны. Правда, тираж сборника всего лишь 100 экземпляров в мягкой обложке. Но сейчас решается вопрос о переиздании тиражом 1000 экземпляров в твердом переплете.
Небольшую книжку «Музыка на Беларусі: ад архаікі да сучаснасці» написал молодой кандидат наук Р. Абрамчук. В нее вошли материалы его диссертации. Книжка весьма любопытная, но охарактеризовать ее содержание в двух-трех фразах трудно, так как большинство наших читателей не знает смысла термина «архетип». Ее тираж — тоже 100 экземпляров.
Книгу «Гісторыя беларускай музычнай культуры XIX — XX ст.» написал Дмитрий Сосновский, создатель и руководитель музыкальной группы «Старый Ольса», исполняющей старинную музыку. Это вторая часть его исследования, посвященного истории отечественной музыкальной культуры. В первой части, изданной осенью 2010 года, был рассмотрен период с древности до конца XVIII века. Обе части опубликовало издательство «Харвест» тиражами по тысяче экземпляров.
Если учесть, что историю белорусской музыки изучают примерно в 40 высших и средних учебных заведениях Беларуси, что имеется программа такого курса, но до сих пор нет учебника, станет ясным значение труда Сосновского. Наши музыковеды встретили его книги недоброжелательно. Ведь он, как говорится в таких случаях, утер им нос. Тем не менее все, кому надо, эти книги покупают и используют в учебном процессе в качестве неофициального пособия.
— Сколько своих книг вы написали и издали? Сколько издали чужих?
— За период с 1982-го по 2012 год, то есть за 30 лет, было опубликовано свыше 90 книг различной тематики, автор или составитель которых лично я. В том числе 8 книг по истории Беларуси, 20 книг и брошюр по психологии и педагогике, 35 книг по военному делу и т.д.
Большинство этих книг переиздавалось. Например, моя книга «Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV—XVII вв.» выдержала 4 издания (общий тираж — 12 тысяч экземпляров); моя книга «Подготовка разведчика» — 12 изданий; моя книга «Боевая машина» — 27 изданий. Кроме того, за эти 30 лет я отредактировал свыше 180 книг других авторов.
— Насколько мне известно, при вашем активном участии в Латвии открылся институт Белорусской истории и культуры. Что это такое? Почему именно там?
— Институт Белоруской истории и культуры официально зарегистрирован в Латвии в марте сего года.
Как сказано в уставе, это негосударственное, неполитическое, некоммерческое объединение граждан с целью изучения и пропаганды белорусской истории и культуры.
Директором института стал Виктор Евмененко, молодой экономист. Я занял должность ученого секретаря.
Свою практическую деятельность институт осуществляет по 7 направлениям (проектам). В мае мы выпустим брошюру, где будут представлены эти направления, а также планы на ближайшие годы.
Почему штаб-квартира института находится в Латвии? Во-первых, там порядок регистрации общественных объединений уведомительный, а у нас — разрешительный. Мы хотели избежать отказа чиновников в регистрации. Во-вторых, там это намного дешевле. В-третьих, у нас созданное объединение могут в любой момент ликвидировать под каким-нибудь предлогом. В Латвии такой произвол исключен.
— Традиционный вопрос: какие у вас творческие и издательские планы?
— Мои творческие планы на ближайшие два года связаны с деятельностью института Белорусской истории и культуры. Пока я не хочу рассказывать о них. Скажу только о своих собственных книгах.
К 200-летию войны 1812 года готовлю книгу под названием «1812 год — трагедия Беларуси». Я ее уже написал, думаю, что в начале июня смогу издать. В ней будет вместе с иллюстрациями около 200 страниц.
В сентябре планирую завершить свой лекционный видеокурс по истории Беларуси. После этого на основе тезисов лекций сделаю книгу под названием «Краткий курс истории Беларуси — взгляд националиста». Хочу, чтобы она была компактной — не более 320 страниц вместе с иллюстрациями и картами.
Собираю материалы к книге «Битва при Орше 8 сентября 1514 года». С этой битвой связано много легенд, я пытаюсь отделить зерна истины от шелухи легенд и тумана выдумок.
В одном крупном издательстве на конец 2013 года запланирована сдача в производство моей книги по истории Беларуси с древних времен до наших дней объемом около тысячи страниц.
Параллельно с книгами продолжаю издание дайджеста «Деды». Сейчас его тираж — тысяча экземпляров, объем — 280 страниц. За год я готовлю три выпуска. В ближайшие дни выйдет из печати очередной, девятый выпуск.
Кроме того, я перевел на русский язык книгу нашего замечательного драматурга Франца Олехновича «В когтях ГПУ». Основной авторский текст дополнил несколькими статьями об Олехновиче, которые тоже перевел с белорусского. Нашел много фотографий. Сейчас книга верстается. Надеюсь, что летом она выйдет в свет.
Александр ТОМКОВИЧ