Сергей Лозница: после Чаадаева все пошло через запятую
25.05.2012 17:12
—
Новости Культуры
Сергей Лозница: После Чаадаева все пошло через запятую
![Сергей Лозница: после Чаадаева все пошло через запятую](http://www.21.by/pub/news/2012/05/1337957892425390.jpg)
Фото: Reuters
- Пресс-релиз фильма начинается с рассуждения о том, как невинный человек попадает в трагические обстоятельства, при которых не может доказать свою невиновность. В каннской программе уже был фильм на схожую тему — "Охота" Томаса Винтерберга. Там действие происходит в наши времена в Скандинавии, у вас — в белорусских лесах во время войны. Вы говорили, что 1942 год выбран неслучайно. В чём его принципиальная важность?
- Фильм Винтерберга я не видел, но аналогичная ситуация проявляется не только в военное время, но и в обычной жизни. Просто в военное время, когда происходит действие повести Быкова, это ярче видно и четче обрисовано. Уходит все то, что мешает нам видеть. Все острее, когда идут боевые действия и достаточно четко поставлен вопрос.
- Еще вы говорили, что 1942 год принципиален для переосмысления нашей сегодняшней ситуации.
- У нас важнейших периодов было очень много — практически вся история. Есть замечательное интервью, которое Бродский дал, когда только уехал за границу. Его спросили, что нового в России. Ответ был такой: со времен Чаадаева — ничего нового. Было очень точно все определено тогда, а дальше события пошли через запятую. Это не значит, что когда двигается время, мы двигаемся в нём. Это значит, что какие-то события и ситуации, которые были не разрешены когда-то, будут повторяться до бесконечности, пока они не будут осмыслены и разрешены.
Можно находить аналогии между ситуацией нынешней и 1905-м годом — вспомните интервью, которое Вячеслав Всеволодович Иванов опубликовал в журнале The New Times. Пока не будет разрешена эта история, вы будете в ней находиться, хотя прошло 100 лет. Может пройти и 200 — это ничего не значит. Время нелинейно в данном случае. Пока вы не осознаете произошедшего, оно будет жить вместе с вами. Простой пример: отношение к человеку, который попал в плен, — оно изменилось? Образ врага — изменился? Возможность договариваться друг с другом, искать компромисс по-прежнему существует?
- Теоретически — да.
- Я говорю о мировоззрении. Это мировоззренческие вещи. С врагом договариваться нельзя. Тот, кого мы называем врагом, должен быть уничтожен. К чему это приводит — известно: ни к чему хорошему. Что-то нужно сделать, чтобы это поменялось. Но процесс размышления над ситуацией не происходит, не случается. Очень хорошая фраза есть у Макса Фриша: "Все давно уже сказано, но так как никто не слышал, приходится повторять снова и снова". Как в мультфильме "Страна невыученных уроков".
- В истории, рассказанной в фильме, почти не принимают участие немцы — за единственным исключением офицера СД, которого играет румынский актер Влад Иванов из "Четырех месяцев, трех недель и двух дней" Кристиана Мунджу и вашего "Счастья моего". Значит ли это, что Великую Отечественную войну вы интерпретируете, скорее, как гражданскую?
- Действительно, основные коллизии — между своими, между жителями одного места. Но нельзя делать такой вывод: вы смотрите лишь на один фрагмент колоссального события. В данной ситуации отношения складывались именно таким образом, но это не исторический масштаб, а масштаб деревни. Трех человек, которых так связала война. И это очень интересно в повести Быкова. Отношения складываются между своими. Свои полицейские, свои машину отбирают, свои же взрывают, свои же уходят в лес, поэтому у героя погибает мать, поэтому все попадают в такую историю. Свой же начальник на станции бьет в морду, свои же хотят ему отомстить. Но люди готовы к этим отношениям. Это и есть агрессивная атмосфера, из которой возникает война. Для того чтобы стрелять в другого, необходимо быть готовым делать это.
- Вы экранизировали Быкова очень близко к тексту.
- Я пытался сохранить идею автора — у него она очевидно прописана. Но, например, чтобы рассказать историю Бурова (одного из партизан. — РИА "Новости"), мне надо было придумать какие-то эпизоды. И сделать это очень кратко, чтобы стало понятно, что вообще с ним произошло.
- По стилю съемки "В тумане" радикально отличается от "Счастья моего". Какие установки вы давали оператору?
- Никаких установок я никому не даю. У нас творческая дискуссия. За полгода до съемок мы собираемся — я, художник и оператор, — и неделю или десять дней сидим, раскадровываем картину, каждый эпизод рассматриваем с точки зрения его смысла и возможности оптимально этот смысл выразить, играем с ним. Что получится, если я вот так подойду? Вот так буду кадровать? Почему я начинаю с лица Анели (жена Сущени, которую играет Юлия Пересильд. — Прим. ред.), когда она заходит в избу? Я должен ответить на все эти вопросы, есть полгода, чтобы все обдумать. И когда мы уже выходим на съемочную площадку, у меня фильм уже прокручен перед глазами, а актеры точно отрепетировали каждый жест. Мы уже готовы.
Какой фильм станет лучшим в Каннах: мировые прогнозы и рейтинги