Писатели-фантасты: Писать в советское время в других жанрах не имело смысла
22.05.2012 13:08
—
Новости Культуры
Писатели-фантасты: Писать в советское время в других жанрах не имело смысла
Творчество супругов Александра Силецкого и Натальи Новаш, активных участников Малеевских семинаров с начала 1990-х проживающих в городе Минске, давно известно любителям фантастики со стажем.
Александр Силецкий – автор более 70 фантастических рассказов, лучшие из которых собраны в сборнике "Тем временем где-то…", и нескольких романов. В серии "Белорусская современная фантастика" издательства "Харвест" не так давно вышли его ранее не издававшиеся романы "Дети, играющие в прятки на траве" и "Легендарь", а также роман "День Зверя" (ранее издавался под название "Питомник для мух"). Наталья Новаш, дебютировав НФ-рассказами, в последние годы работает в жанре литературной сказки и фэнтези. В упомянутой выше серии издана её фэнтези-трилогия "Обретение прошлого".
С подробной библиографией авторов можно ознакомиться на их авторских страничках на сайте "Лаборатория фантастики".
Повстречавшись с этими обаятельными людьми на "Днях фантастики" в Минске, проходивших в рамках Минской Международной книжной выставки-ярмарки, я попросил их ответить на ряд вопросов, и теперь предлагаю их ответы вашему вниманию.
Почему именно фантастика? Что повлияло на ваш выбор и удерживает до сих пор (если удерживает) на орбите этого жанра?
Александр Силецкий: Почему именно фантастика? Мне кажется (да и всегда казалось), что как раз фантастика в отличие от пресловутого соцреализма и реализма вообще наиболее четко и адекватно реагировала на происходящее в окружающем мире, позволяя делать внятный анализ текущих событий и на этой основе выдвигать разумные предположения о тенденциях общечеловеческого развития, чем реализм как раз не занимается. А повлияло на мой литературный выбор еще детское чтение фантастических произведений, ну, и, кроме того (уже в более взрослые годы), общение с интереснейшими людьми, которые фантастику как жанр ценили очень высоко. Я по природе консерватор и однолюб, и потому не вижу никакого смысла изменять своим литературным пристрастиям и поныне — они меня вполне удовлетворяют.
Наталья Новаш: Я выбрала фантастику потому, что начинала писать в советское время, когда писать в других жанрах не имело никакого смысла. Вся
прочая литература представляла собой только один "жанр" социалистического реализма и обязана была "воспитывать строителя коммунизма", короче говоря, так "оболванивать" читателя, чтобы он "искренне" сделался приверженцем коммунистической системы и другого в жизни не пожелал. Поэтому и писателю не позволено было сказать ничего другого. Разве что в жанре фантастики, да и то дозволялось далеко не всем — пожалуй, только Ефремову и Стругацким. Но это уже был прецедент, и я надеялась, что в фантастике у меня может появиться шанс писать так, как я хочу, и о том, что мне интересно.
Сейчас, казалось бы, всё изменилось, а на самом деле не изменилось ничего, только перевернулось с ног на голову. Чтобы поддержать себя с помощью "оболваненного" читателя, существующая система по-прежнему использует издательскую политику, только взяла на вооружение "лёгкий жанр", который советская система считала второсортным. На головы читателей обрушивают вал низкопробных детективов, претенциозной пустоты или тупой однообразной "фэнтези", объясняя подобное тем, что, мол, читателю этого-то и надо. И "воспитанный" таким образом читатель — к примеру, тот, кто согласится назвать книги Пелевина хорошими, обязательно скажет, что и Путин – хороший президент.
Однако всегда существовали честные писатели, служившие только литературе и своему таланту.
Читать далее и комментировать >>>
Александр Силецкий |
С подробной библиографией авторов можно ознакомиться на их авторских страничках на сайте "Лаборатория фантастики".
Повстречавшись с этими обаятельными людьми на "Днях фантастики" в Минске, проходивших в рамках Минской Международной книжной выставки-ярмарки, я попросил их ответить на ряд вопросов, и теперь предлагаю их ответы вашему вниманию.
Почему именно фантастика? Что повлияло на ваш выбор и удерживает до сих пор (если удерживает) на орбите этого жанра?
Александр Силецкий: Почему именно фантастика? Мне кажется (да и всегда казалось), что как раз фантастика в отличие от пресловутого соцреализма и реализма вообще наиболее четко и адекватно реагировала на происходящее в окружающем мире, позволяя делать внятный анализ текущих событий и на этой основе выдвигать разумные предположения о тенденциях общечеловеческого развития, чем реализм как раз не занимается. А повлияло на мой литературный выбор еще детское чтение фантастических произведений, ну, и, кроме того (уже в более взрослые годы), общение с интереснейшими людьми, которые фантастику как жанр ценили очень высоко. Я по природе консерватор и однолюб, и потому не вижу никакого смысла изменять своим литературным пристрастиям и поныне — они меня вполне удовлетворяют.
Наталья Новаш: Я выбрала фантастику потому, что начинала писать в советское время, когда писать в других жанрах не имело никакого смысла. Вся
Наталья Новаш |
Сейчас, казалось бы, всё изменилось, а на самом деле не изменилось ничего, только перевернулось с ног на голову. Чтобы поддержать себя с помощью "оболваненного" читателя, существующая система по-прежнему использует издательскую политику, только взяла на вооружение "лёгкий жанр", который советская система считала второсортным. На головы читателей обрушивают вал низкопробных детективов, претенциозной пустоты или тупой однообразной "фэнтези", объясняя подобное тем, что, мол, читателю этого-то и надо. И "воспитанный" таким образом читатель — к примеру, тот, кто согласится назвать книги Пелевина хорошими, обязательно скажет, что и Путин – хороший президент.
Однако всегда существовали честные писатели, служившие только литературе и своему таланту.
Читать далее и комментировать >>>