Кукольные театры отреагировали на интерес взрослой публики
С 15 по 20 мая в Минске пройдет VII Белорусский международный фестиваль театров кукол. В нем примут участие коллективы из Беларуси, России, Украины, Литвы, Молдовы, Греции, Польши и Германии. Организаторы фестиваля обещают в этом году больше «взрослых» спектаклей, а также планируют вместе со зрителем разобраться в авторских переработках классики.
По словам художественного руководителя фестиваля, художественного руководителя и главного режиссера Белорусского государственного театра кукол Алексея Лелявского, у фестиваля есть две крупных идеи.
«Во-первых, нам любопытно разобраться в том, что такое классика на сцене театра кукол, нужна она или нет, а также рассмотреть тенденцию введения новой литературы, авторский спектакль и спектакль на основе литературы. Например, есть такой спектакль, как «Всадник. CUPRUM» театра «Кукольный формат» из Санкт-Петербурга — идея-то пушкинская, по мотивам его «Медного всадника», но спектакль немножко другой, авторский», — рассказал Алексей Лелявский в комментарии для Naviny.by.
Во-вторых, заметил он, для нынешнего фестиваля белорусские театры выбрали «обычные, репертуарные» спектакли: «Спектакли, которые появляются в нашем репертуаре, условно делятся на спектакли, которые мы возим по фестивалям, и спектакли, которые играем на своей сцене. А сейчас мы постарались отобрать спектакли, которые, с одной стороны, зарекомендовали себя на различных фестивалях, а с другой — те, которые играются, являются репертуарными».
В нынешнем фестивале примут участие 13 театров кукол из семи стран. И попали на фестиваль далеко не все желающие.
«По Положению о проведении фестиваля белорусские театры выбирают спектакли сами, — рассказал Алексей Лелявский. — Что касается других театров, то тут выбор упирался, с одной стороны, в желание пригласить то, чего мы не видели, какие-то новые коллективы, а с другой — в план каждого конкретного театра. Не всегда желание приглашающей стороны совпадает с такими планами. Потому из большого количества заявок осталось то, что осталось».
Итого: 6 зарубежных и 7 белорусских постановок (спектакли будут проходить на сценах Белорусского государственного театра кукол и Нового драматического театра).
Греческий театр «Мерлин» расскажет об одиночестве современного человека в постановке «Дома клоунов» (15 мая, 19.00), Магдебургский театр кукол покажет спектакль «Удача» (16 мая, 11.00), Каунасский государственный театр кукол — «Семейку из большой рощи» (18 мая, 11.00), Волынский академический областной театр кукол представит «Клочки по закоулочкам» (19 мая, 11.00), Республиканский театр кукол «Ликурич» из Молдовы — «Весеннюю песню дрозда» (20 мая, 11.00), петербургский театр «Кукольный формат» покажет известный спектакль «Всадник CUPRUM» (20 мая, 13.00). Белорусские театры покажут спектакли по классическим произведениям — «Собачье сердце» Михаила Булгакова (Гомельский государственный театр кукол, 16 мая, 19.00), «Пиковая дама» Александра Пушкина (Гродненский областной театр кукол, 19 мая, 13.00), «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича (Могилевский областной театр кукол, 17 мая, 19.00), «Король Лир» (Брестский театр кукол, 18 мая, 19.00). А также: «Цудоўная дудка» (Минский областной театр кукол «Батлейка», 15 мая, 11.00), «Принцесса и свинопас» (Белорусский театр «Лялька», 17 мая, 11.00), «Венчание» (Белорусский государственный театр кукол, 19 мая, 19.00).
Алексей Лелявский обратил внимание на то, что, «к счастью, белорусские театры в этот раз представлены в основном спектаклями для взрослых»: «Среди постановок белорусских театров детских — всего две. Это свидетельствует, наверное, о том, что театры отреагировали на интерес взрослой публики».
Между «детскими» и «взрослыми» спектаклями в театре кукол должен быть паритет, отметил Лелявский: «Потому что когда театр кукол превращается в театр исключительно для детей, ему грозит скатывание в позицию этакого полуТЮЗа. А кукольный театр — все-таки вид искусства, как, например, и балет. И если перескакивать в сторону театра для детей, можно потерять свою основу».
Кстати, билеты на спектакли фестиваля будут стоить весьма бюджетно — до 25 тысяч рублей.
«Стоимость билетов оставили обычной. Цену мы не меняли кардинально, потому что я считаю, это аморально, когда приезжает какой-то коллектив, и на него устанавливается новая цена, — объяснил Алексей Лелявский. — Мне это напоминает коммерческое предприятие. Но фестиваль — не коммерческое предприятие, это возможность для зрителей посмотреть то, что они никогда не видят. Это в любом случае дешевле, чем съездить хотя бы в Витебск и посмотреть спектакль».
Однако такой подарок для зрителей обходится недешево организаторам фестиваля. В этом году они столкнулись с финансовыми трудностями и лишь месяц назад получили деньги на проведение мероприятия. Первоначально на организацию фестиваля планировалось потратить не менее 460 млн. рублей, но выделено было лишь 280 млн. рублей (180 млн. — Мингорисполкомом и еще 100 млн. — Министерством культуры). Причем из-за недостатка финансирования шла речь даже о переносе фестиваля.
Отвечая на вопрос, почему же не были выделены все необходимые средства, Алексей Лелявский лишь разводит руками: «Это надо спросить у Мингорисполкома и Министерства культуры. Но это не из-за того, что мы просили много. Эта сумма — 460 миллионов — была взята не с потолка. Это те деньги, которые выделялись на наш фестиваль в прошлые годы, так что это деньги, которые обычно тратятся на фестиваль».
Несмотря на финансовые трудности, было решено не отказываться от фестиваля — это уже вопрос имиджа. «Действительно, люди мы небогатые, а событие такого уровня требует должного финансирования. Но все-таки мы посчитали, что лучше фестиваль проводить — поскольку ценность и статус любого фестиваля — не только страны-участники, спектакли, но и его регулярность, — говорит он. — Если фестиваль проводится нерегулярно, к нему никто серьезно не относится. Белорусский международный фестиваль театров кукол с 2006 года проводится раз в два года — благодаря этому мы уже попали во всемирный каталог фестивалей, нами интересуются, к нам едут».
Говоря о том, как живется «кукольникам» в кризисные времена, Лелявский замечает, что так же, как обычно — «не жируем». «Но стараемся, — добавил он. — Искусство же должно жить вне зависимости от материальных вещей. Конечно, хотелось бы большего, и речь не только о деньгах на спектакли, но и даже о средствах на приобретение какого-то нового оборудования. Но, тем не менее, стараемся выпускать качественную продукцию… Каждый проект имеет свою стоимость, и исходя из тех средств, которые нам выделяются, мы и формируем те проекты, в которые вписываемся».
Вместе с тем, он признает, что люди стали куда меньше ходить в театры: «Это естественно, и я не по зрителю, а по себе это замечаю. Есть общая тенденция — экономия. Но поскольку цены на билеты у нас не такие уж высокие, как в некоторых театрах, мне кажется, здесь чисто психологическая вещь — дескать, я занят тем, что думаю, чем кормить семью, и в этот момент я не думаю в принципе, идти мне в театр или нет. Происходит смещение от духовного к материальному. Это общая тенденция в таких ситуациях. Когда общество живет достаточно стабильно — вне зависимости от уровня достатка — оно интересуется искусством, оно покупает книжки. Но когда происходят такие изменения, когда общество подвержено стрессам, интерес к искусству падает. Думаю, сейчас в Греции никто не думает, как сходить в театр».
Тем не менее, Алексей Лелявский не унывает: «Мы должны радоваться, что мы существуем. Если мы будет концентрироваться на негативе, который нас окружает, с которым мы сталкиваемся, то мы будем себя жалеть, ныть. А ныть не надо! Надо смотреть на жизнь: она существует, она объективна. И надо принимать ее такую, какая она есть».
Ольга ПРУДНИКОВА