Загадка Татьяны Самойловой
Сегодня день рождения одной из самых загадочных актрис советского кино - Татьяны Самойловой. В 1958 году фильм "Летят журавли" сделал ее звездой. Яркая, экспрессионистская картина Михаила Калатозова, снятая по мотивам пьесы Виктора Розова "Вечно живые", получила "Золотую пальмовую ветвь" на фестивале в Каннах, так и оставшись в истории советского кино единственной картиной, удостоенной этой высокой награды.
Настоящая Анна Каренина
Роль Вероники вобрала в себя актрису без остатка. И, кажется, даже потом, когда триумф был позади, не отпустила ее. (Или актриса сама с удовольствием продолжила эту игру, когда экранный образ неотличим от настоящего, а спохватившись, увидела, что уже поздно - экранная маска приросла к лицу?)
Татьяна Евгеньевна до сих пор нежно относится к Михаилу Калатозову. Не скрывает, что влюблена в него, как может быть влюблена актриса в режиссера: "Его серые глаза, его волосы... Помню их до сих пор". Он для нее навсегда номер один в режиссуре. По степени таланта Самойлова не может никого поставить с ним рядом. Калатозов, кстати, несмотря на строгую внешность грузинского аристократа, безоговорочно доверял на площадке и ей, и ее блестящему партнеру, тончайшему Алексею Баталову.
Спустя 10 лет Татьяна снялась в ленте Александра Зархи "Анна Каренина". И это снова был безоговорочный взлет, победа над завистниками и злопыхателями. В кулуарах вовсю судачили о вспыхнувшем на съемках романе между Самойловой и женатым тогда Лановым, а зритель ломился на ленту. Фильм этот и сегодня смотрится удивительно живым, самодостаточным. А Самойлова, пожалуй, лучшая Каренина, несмотря на дотошное вживание в образ Анны и Жаклин Биссет, и Софи Марсо, и Татьяны Друбич. Никто так точно не передал надлом толстовской героини.
Фильм Зархи тоже мог попасть в Канны. Он должен был участвовать в Каннском фестивале 1968 года, но знаменитые студенческие беспорядки помешали открытию фестиваля. Европейская премьера не состоялась. Об этом эпизоде в своих мемуарах с присущим ему юмором вспоминает режиссер Сергей Соловьев: больше всех переживала по поводу срыва премьеры не Самойлова, а 23-летняя Анастасия Вертинская, исполнившая в ленте Зархи роль Кити.
Любовь и быт
Спустя много лет Татьяна Евгеньевна призналась:
- Моей самой большой любовью был Василий Лановой. С Васей был первый поцелуй. Мы были мужем и женой 6 лет. Смешно так расписались! Встретились около Боткинской больницы, отдали паспорта в ЗАГС на регистрацию. Потом Лановой купил мне какую-то майку, я ему - трусы, и отправились домой. Счастливы были просто безумно.
Я была беременна двойней от Ланового, но этим детям не суждено было родиться. Васька сказал: "Если сделаешь аборт, я обижусь". Но... Потом все-таки смирился. Жить было негде - мы ведь обитали в маленькой комнатке в квартире моих родителей. Я очень плакала, просто захлебывалась от слез. За аборт мы были вызваны на кафедру, ректор Щукинского училища Борис Захава очень ругался: "Вася, как же так?" Конечно, если бы я тогда родила, сейчас мне было бы намного лучше.
Зеркало для героини
После двух блистательных ролей на долгие десятилетия Татьяна Самойлова оказалась невостребованной. Молчание прервалось лишь через много лет. Снялась в боевике Александра Атанесяна "24 часа", картине Рустама Хамдамова "Анна Карамазофф", презентованной на том же Каннском кинофестивале с большим скандалом в 1991 году, лентах "Сен-Жермен", "Далеко от Сансет-бульвара", экранизации "Московской саги" Василия Аксенова, новаторской панк-драме Игоря Волошина "Нирвана" рядом со звездами уже нового поколения - Артуром Смольяниновым, Марией Шалаевой, Ольгой Сутуловой. Знали ли они, кто рядом с ними на площадке?..
Снималась и на "Беларусьфильме" в картине "Калейдоскоп" по Рею Брэдбери. Выступила в роли самой себя в документальной виньетке Ренаты Литвиновой "Нет смерти для меня". Беда этой работы в том, что, расставив зеркала перед великими дивами советского кино, Литвинова искала в них свое отражение. Но получилось, как получилось. В живых из пяти актрис, занятых в картине, осталось только две: Вера Васильева и Татьяна Самойлова. Ушли Нонна Мордюкова, Татьяна Окуневская, Лидия Смирнова. Как любит говорить режиссер Владимир Хотиненко: "Пантеон закрыт, ключик выброшен".
От возвышенного до земного
Ее боль - единственный сын Дмитрий, который долгое время живет в США и с матерью почти не общается. Не может простить детские обиды? Бог ему судья.
...16 июня 2009 года 75-летняя артистка ушла из дому и через день нашлась в больнице № 83, в отделении пульмонологии. В начале августа 2011 года актриса уже во второй раз потерялась в Москве. Сотрудники организации "Служба милосердия" начали бить тревогу после того, как Самойлова на протяжении недели не выходила на связь. Дома ее также не было. К поискам подключилась московская полиция. Ближе к вечеру 18 августа 2011 года актрису нашли в одной из московских больниц. Не своего ли Диму искала она в прохладных московских сумерках?
Все эти скандалы с удовольствием смакует "желтая" пресса и те, кто еще вчера боготворил Татьяну Евгеньевну. Оказывается, богиня, воздушная и недоступная Вероника из великого фильма "Летят журавли" вполне земная женщина и у нее могут быть вполне земные болезни. Только что испытывают те, кто сеет вокруг имени актрисы гнилые зерна сплетен? Для чего это делается? "Неужели вам нужно убить человека, чтобы понять, что он живой?" - вопрошала Елена Коренева в трагикомедии Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен". Любители жареного забывают, что старость - это та станция, которую при благоприятном стечении обстоятельств не миновать никому. Или, как написано в одной хорошей книге: "Какой мерой меряете, такой и вам отмерится".
Автор публикации: Валентин ПЕПЕЛЯЕВ