Честное кино о Беларуси положат на полку?
Белорусский сценарист Андрей Курейчик опасается, что ставший известным еще до выхода молодежный фильм «Выше неба» навсегда останется «на полке» и не дойдет до широкого зрителя.
В блоге «Выше неба» сегодня появилось видеообращение съемочной группы, которая просит у ПРООН разрешения на показ зрителям готовой полнометражной версии фильма.
Работу над сериалом съемочная группа закончила еще зимой, а после этого самостоятельно смонтировала полнометражную версию фильма, которая, на их взгляд, «отражает художественную и эстетическую концепцию сценариста и режиссера».
Как рассказал Naviny.by Андрей Курейчик, эта версия фильма уже полностью готова и примерно месяц назад была отправлена в ПРООН в Беларуси (заказчикам сериала), но с тех пор о судьбе картины ее авторы ничего не слышали. Творческая группа, по словам Курейчика, неоднократно обращалась к ПРООН с просьбой разрешить показать этот фильм зрителям, но не получала никакого ответа.
«Мы написали большое письмо в ПРООН, описали, какой мы видим судьбу фильма, — поясняет сценарист. — Мы не хотели выносить сор из избы, но когда стало понятно, что никакого ответа не будет, мы решили вынести тему на обсуждение общественности».
Сам же Курейчик опасается, что фильм «Выше неба» может просто не пройти цензуру, поскольку получился честным и остросоциальным.
«В ПРООН работают не творческие люди, а чиновники, и, может быть, изначально они не обращали внимания на то, что фильм получается достаточно честным по отношению к белорусской реальности. В нем снимались люди, которые, по слухам, находятся в черных списках, звучат песни «Ляписа Трубецкого», ясно показана жизнь современной белорусской молодежи. Когда это стало видно на видео, я подозреваю, и начались разногласия», — высказал свои предположения Курейчик.
Сценарист считает, что эти съемки были единственным шансом создать честное кино о Беларуси, поскольку это невозможно сделать на государственных студиях.
«Нам показалось, что чем честнее будет фильм, тем сильнее будет его профилактический эффект. Мы не хотели делать сладенькую социальную рекламу, которую мы видим по ТВ и которая всех только раздражает. Попробовать, как Германика, Вырыпаев, Попогребский, честно поговорить о реальности и через это затронуть серьезную проблему», — сказал Курейчик.
Он отмечает, что фильм не является политическим, но затрагивает острые социальные проблемы. В нем есть разговоры о зарплате, об атмосфере в белорусских вузах, о правах человека и о белорусских запрещенных музыкантах, которым приходится выступать «на полях». «Там есть элементы, о которых мы все знаем, но которые не хотят показывать на большом экране», — пояснил Курейчик. Он считает, что представителей ПРООН могли смутить именно это — «жесткий художественный арт».
В то же время он говорит, что сам съемочный процесс никто не контролировал. «Я сразу сказал, что на площадке есть один руководитель, и все делают то, что он скажет. Они хотели урезать какие-то сцены, отцензурировать какие-то слова. Но это были рабочие моменты, которые не влияли на общую атмосферу и концепцию фильма как социальной драмы. На многие вещи я шел, каким-то говорил «нет», — рассказал сценарист.
Сейчас авторы хотят получить разрешение на фестивальную жизнь фильма, чтобы зрители могли увидеть не только его цензурированную и упрощенную сериальную телеверсию.
«Многие эксперты, которые видели фильм, говорят, что он мог бы представлять Беларусь и в Берлине, и в Каннах. Сейчас нам нужно его спасти, вызволить, чтобы стало понятно, что нельзя в 21-м веке запрещать кино, тем более такой солидной организации, как ООН», — сказал Курейчик.
Однако в ПРООН пока не понимают, какой фильм нужно «спасать». В белорусском представительстве организации Naviny.by сказали, что никакой полнометражной версии и никаких писем они не получали. Более того, в ПРООН сообщают, что проект подразумевает выпуск только восьмисерийного телефильма, и ни о каких полнометражках речь никогда не шла.
К тому же в представительстве ПРООН отмечают, что по контракту сам Курейчик не является продюсером или художественным руководителем фильма, а только сценаристом. Чистовым монтажом сериала занимается отдельная команда, специально нанятая для этой работы. В течение месяца ожидается пресс-показ первой серии фильма.
Анастасия СОЛОНОВИЧ