Воспитание по методу творчества

Источник материала:  

Как живется детям в семьях известных родителей? Сюжет благодарный. Об этом, собственно говоря, и "Чайка" Чехова и фильм "Осенняя соната" Бергмана. О воспитании в творческой семье рассуждают дамы, для которых это реальный опыт: Светлана БЕНЬ, певица и актриса, мама Ульяны и Сонечки, писательница Алена МАСЛО, мама Кристины и Кастуся, и я, писатель-обозреватель Людмила РУБЛЕВСКАЯ, мама Вероники и Максима.


Если долго мучиться


Л.Рублевская: Иногда творческие люди вообще отказываются иметь детей. Например, Фаина Раневская и ее подруга Татьяна Пельтцер в юности дали себе клятву, что посвятят жизнь без остатка театру. Вторая ситуация - когда дети все же появляются, но воспринимаются как помеха для творчества. А третий вариант - когда детей воспринимают как потенциальных продолжателей своего дела и начинают воспитывать юных Моцартов и Паганини.


С.Бень: Вспомнить физика Стивена Хокинга, который, будучи парализованным, управляет компьютером. Если ты что-то очень хочешь сделать, дети не могут быть в этом помехой. Они станут только поддержкой и вдохновением.


Л.Рублевская: Может, это зависит от жанра, в котором работают родители? Мне, например, присутствие на руках маленького ребенка никогда не мешало сочинять.


С.Бень: Да, но если мама - художник, то ребенок и масляные краски - неудачное сочетание.


А.Масло: У меня никогда не вставал вопрос: работа или творчество, творчество или семья? Дети сами были моими произведениями искусства и музами. Именно благодаря их появлению я начала сочинять сказки.


"Отстань, мама занята"


Л.Рублевская: Но часто известные родители убеждают детей, что они - не такие, как все, принадлежат к избранным, более тонко чувствующим, что ли... Как в книгах Джоан Роулинг - мы маги, а все они магглы.


А.Масло: Такое может быть в любой семье. Ребенок что-то нарисовал, зарифмовал - и все, родители начинают носиться с "вундеркиндом", издавать его сборники стихов. Это способно сломать психику. Проблема возникает и в семье, где родители - эгоисты, не важно, кем они работают. Но у творческих родителей действительно меньше времени остается на детей. Вспомнить горько: что-то пишешь, ребенок к тебе обращается, а ты: "Отстань, мама занята"...


Л.Рублевская: А в крестьянских семьях, где мама должна была жать, полоть, ткать? От работы ведь, чтобы забавлять ребенка, никто не отрывался. И что, дети вырастали с обидой на родителей? Да они уважали их больше, уверена, чем в современных семьях, где носятся с чадами.


А.Масло: Однажды, когда я стала мамой и растила сынулю, моя бабушка Лена, воспитавшая одиннадцать детей, спросила меня, пишу ли я что-нибудь сейчас, - она очень радовалась моим журналистским успехам. Я сказала, что мне некогда. Бабушка глянула с жалостью и сказала: "Вы не знаете, что такое "некогда". Теперь же все магазинное, все готовое". Как мне стало стыдно...


С.Бень: Думаю, дочке интересно видеть нас с папой на сцене, в образах, но ведь в быту она нас знает другими и относится к этому снисходительно. Ну, родители дурачатся. Она говорит мне: "Работала бы ты где-нибудь в банке, чтобы я приходила домой в шесть часов вечера - а ты на месте, как нормальная мама". Я, наверное, ненормальная мама и порой задумываюсь, не бросить ли все, чтобы не травмировать ребенка?


Л.Рублевская: Нет, это не выход. Просто нужно передать детям свою систему ценностей.


Когда нет авторитетов


А.Масло: А я видела в сети видеоролик про вашу семью, Людмила, снятый студентами журфака. В конце ваш сын Максим сразил меня наповал своей снисходительной фразой: "Ну, пишут родители... Молодцы. Пишут, и пускай пишут"...


Л.Рублевская: А что вы думали, он расхваливать нас начнет? Я не хочу, чтобы дети за мной шлейф носили. Сын теперь сам философские размышления пишет, они с сестрой - студенты академии искусств, художники. Я рада, что самостоятельно мыслят и над ними не довлеет авторитет родителей. Главное, я знаю, что они уважают то, что мы делаем.


С.Бень: Мы живем в веселой коммуналке, к нам постоянно приходят люди... Сегодня у нас спектакль, завтра концерт, послезавтра гастроли... Но если ты изначально живешь в такой среде, она кажется привычной, заурядной. Моей дочке кажется, наверное, что более интересная, правильная жизнь у ее одноклассников, у наших родственников.


А.Масло: Моя дочь Кристина рисует, фотографирует и хочет заниматься этим профессионально. А сын, хотя тоже занимался художественной фотографией, писал рэп, хочет получить другую профессию - по-моему, он просто мыслит как мужчина, который хочет быть материально независимым.


Л.Рублевская: Потому что наши дети на примере семьи видят, что творчеством денег не заработаешь. Наверное, более упорно пробиваются в искусство люди из чуждой ему среды.


С.Бень: Есть пословица: "У ленивой мамки вырастают трудолюбивые детки". Вот и у детей из творческих семей часто возникает потребность в практической деятельности, без витаний в облаках. Ульяна, когда я отправляюсь на концерт, иногда спрашивает: "Ты не бесплатно там, надеюсь? Сколько заплатят?" Когда я объясняю, что это же для друзей, она интересуется: "А кушать мы что будем?" Если из моих детей вырастут доброжелательные, но очень практичные люди, я буду только счастлива.


Л.Рублевская: У талантливого человека независимо от его внешнего благополучия очень мучительная, напряженная внутренняя жизнь. Находиться с ним рядом всегда нелегко... Вот у вас, Светлана, муж - барабанщик... Барабаны, насколько я понимаю, в быту еще хуже, чем масляные краски.


С.Бень: Ну в полночь уже обращаюсь к нему с просьбой: "Тише!" Но если человек хочет чего-то добиться, он должен забывать и о своих нуждах, и о проблемах своих близких. Впрочем, результат в искусстве - понятие расплывчатое... Главное, просыпаться с ощущением, что мир интересен.


Л.Рублевская: Когда муж разбудит игрой на барабанах...


С.Бень: Ну и пусть играет. Мне кажется, альтруизм - наивысшее проявление творческого начала в человеке. Потому что предполагает наличие большого воображения, которое позволяет поставить себя на место другого. Реализовывать свои творческие амбиции за счет ближних - для меня неприемлемо. Мне скорее интересна бабушка, которая всю жизнь отдала детям, а в восемьдесят лет начала рисовать масляными красками безумные картины на обоях, чем какой-нибудь изысканный поэт, который угробил страдающую жену, отказался от детей и с жабо на отлете писал вирши. Да такие стихи и не могут быть интересными, я почувствую подсознательно, что за ними прячется нелюбовь к миру.


Заставлять или не заставлять?


Л.Рублевская: Хороший и добрый человек не обязательно талантлив, и наоборот. Руссо написал новаторские книжки о воспитании детей, при этом его собственные дети чахли у деревенской кормилицы... Доверие к ребенку - хорошо, но страшно и не вмешаться вовремя... В рисовании, музыке нужно развивать способности с детства, чтобы стать профессионалом.


С.Бень: Да, интересный вопрос - заставлять или не заставлять... Ребенок может быть одарен слухом и голосом, а усидчивости не иметь. Может, тогда не нужно его и насиловать? Мы с Ульяной ушли со скрипки после первого года обучения, несмотря на великолепные данные. Принять ребенка таким, как есть, трудно. Когда я была маленькая, мама с умилением записывала в тетрадку мои стишки. А когда стала постарше и попала в панк-мир - поздние приходы домой, булавки в носу, в ухе - маму это шокировало. И я была уверена, что приму любое увлечение своего ребенка... Но оказалось, не могу понять, почему Ульяна любит куклы "братц", похожие на моделей из мужских журналов. Я очень много беседовала с дочерью... Но для ребенка ясно одно: папа и мама не принимают ее вкусов, узурпаторы и деспоты.


А.Масло: Важно, что вы со своим ребенком разговариваете. Сегодня впечатление, что массовая культура хочет превратить нас в биороботов.


Л.Рублевская: В свое время я не отдала сына в музыкальную школу. Думала, ну, хватит рисования, ходит с трех лет по студиям. Сегодня сын разучивает самостоятельно Бетховена и Шопена... Вот и переживаю: а вдруг заставила б его заниматься музыкой - стал бы музыкантом?


С.Бень: Невозможно все предугадать. Мою старшую сестру отдали в музыкальную школу, отрывали деньги от семьи... Купили аккордеон... Она окончила эту школу, поставила аккордеон на шкаф и больше к нему не притрагивалась. А я так просила, чтобы меня отдали в "музыкалку", но мне уже не верили: вот, один аккордеон уже стоит на шкафу... Сейчас я очень страдаю от того, что не получила музыкального образования.


А.Масло: Знаете, когда бываешь в хосписах и видишь несчастных матерей с больными детками, то многое переоцениваешь. Счастье - это здоровый ребенок, не важно, будет он писать симфонии или нет. Эгоизм - это если в творческой семье ребенок не стал ни музыкантом, ни композитором, ни художником, ни писателем и ему внушают, что он недотягивает.


Л.Рублевская: Нынешние дети - это поколение "дабл ви", компьютерные. У них другое мышление. И что они станут понимать под творчеством, неизвестно.


С.Бень: Вообще, сейчас у детей развивается очень независимое, критическое мышление. Я ставила несколько лет назад "Пеппи - Длинный Чулок" в детском театре и поняла: эта книга уже неактуальна. Она написана в то время, когда дети были зажаты, а взрослые к ним слишком строги. А сегодня у детишек злое озорство и так очень развито. Поэтому лучше развивать в них творчество.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Фото: Александр СТАДУБ

←В Минске открылась выставка, приуроченная к 50-летию Ивана Саверченко

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика