Сенсационное возвращение на родину. Оригиналы Шагала и Сутина впервые в Беларуси и насовсем.

Источник материала:  
09.04.2012 08:44 — Новости Культуры
Трудно поверить, но до сих пор в нашей стране были только копии работ классиков, которые принесли белорусскому искусству всемирную славу. Теперь благодаря меценатству частного банка мечта всех коллекционеров находится в собственности Республики Беларусь. Рассказывает Михал Ревуцкий: При железном занавесе этих художников для нас не существовало. Даже в новейшей истории в аукционных каталогах "место происхождения" стоит Российская империя, Литва и Польская корона. Ходит легенда, что Марк Шагал, будучи в семидесятых в Москве и Ленинграде, впервые после отъезда пожелал посетить Витебск и подарить картины. А минская партийная верхушка по просьбе местных художников высказалась против. Так что Шагал у нас представлен репродукциями и литографиями. Словом, графическими повторениями, которые этически принято копиями не называть. (Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея Беларуси) Но благодаря последним массовым закупкам во Франции биографии художников Парижской школы в сертификатах на их картины начали переписываться. Архивы показали: один живописец - уроженец Лиды, второй - Гродно, третий - Речицы, Климовичей и т. д. Вся география современной Беларуси. А заказ на поиск этих имен поступил из Минска. Консультацией занимались сами арт-дилеры Парижской школы... (Аркадий Шпунт, реставратор) Двадцать четыре оригинала были закуплены уже в прошлом году. Тогда же и доставлены в Минск. Самое интересное, что все процедуры не афишировались. И имя владельца коллекции было неизвестно. Разве что реставрацией будут заниматься в Национальном музее, ученые которого вынуждены были приостановить остальной процесс. Поверить не могли даже штатные искусствоведы. Фамилии авторов у всех на слуху, но не догадывались об их белорусском следе. (Владимир Прокопцов, директор Национального художественного музея Беларуси) Конечно, здесь исключительно оригиналы и только живопись. Именно холст и масло у собирателей считается самым ценным по сравнению с графикой и акварелью. Хотя обзавестись и ими также стало бы удачей при наличии, конечно, денег, учитывая мировой аукционный бум на Парижскую школу, на представителей "Улея". Это ателье, которое за символическую плату сдавалось художникам начала прошлого века. Лишне говорить, что там чуть ли не все бывшие наши: Шагал, Сутин, Кремень, Кикоин, Зарфин, Любич. (Аркадий Шпунт, реставратор) (Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея Беларуси) Приобрести даже одно такое произведение для Государственного музея не всегда под силу. Оказалось, меценатом выступил Белгазпромбанк. Сегодня в коллекциях без трех произведений - полсотни. Еще не все прибыло в Минск. Часть картин уже в списке историко-культурных ценностей. Их нельзя перепродать за границу. А вывезти для экспонирования можно только с разрешения правительства, что в принципе банк-меценат и собирается делать. Выставку ждут уже в соседних государствах. Все же специалисты по Парижской школе называют коллекцию одной из больших в мире и целенаправленной по концепции. И еще: впервые из Беларуси принимали участие в аукционных торгах Кристи за живопись Шагала и Сутина. (Виктор Бабарико, председатель правления Белгазпромбанка) Но этих художников с Беларусью связывает не только место рождения. До отъезда они вместе здесь учились и дружили. Как те же Сутин и Кикоин. Здесь сформировали свою эстетику. Тогда наши земли опять попали в эпицентр политических катаклизмов. Так, при империи евреям (это уже касается Сутина) была отведена граница поселения. Теперь, правда, Россия его считает своим, хотя художник из Смиловичей бежал от диктата родителей. По вере нельзя было рисовать людей. За границей подружится с Мадильяни, Пикассо, Леже - у того еще и жена белоруска. Во времена Союза она Минску подарила керамику Пикассо, мозаику и хотела расписать Дворец спорта. (Виктор Бабарико, председатель правления Белгазпромбанка) (Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея Беларуси) Но и парижскую жизнь художников нельзя идеализировать, как принято теперь в той же Франции. Парижская рекреация белорусов начала прошлого века была непонятна салонным искусствам. При жизни не на всех посыпалась слава. Нищенствовали, работали чернорабочими, Кикоин и Кремень даже прошли концлагеря. Осип Любич еще подрабатывал скрипачом. А кого-то за гроши скупали модные дома и коллекционеры. Словам, путь к признанию всюду одинаков. (Надежда Усова, заместитель директора Национального художественного музея Беларуси) Хотя, конечно, их жизнь там значительно больше изучена, чем ранняя белоруская. Не имея оригинальных произведений, информацию собирали разве что популяризаторы. Уже минские искусствоведы отыскали заокеанских родственников наших земляков, которых пригласили в Минск на выставку белорусских парижан, что собираются открыть осенью.
←Фрэнсис Форд Коппола: Трудно состязаться с успехом, которого достиг в молодости

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика