Искусство себя преподнести
Наши предки жили не по прогнозам гидрометеоцентра и не по григорианскому календарю, а по природному раскладу. Из года в год знали, когда сеять, жать, когда кутаться в кожухи или раскрываться навстречу солнцу. Для того чтобы проникнуть в логику народной жизни, не обязательно ехать в глушь — куда–нибудь на Полесье. Достаточно 8 апреля побывать под Минском — в Белгосмузее народной архитектуры и быта. Здесь разыграют традиционный обряд Вербница.
О подобного рода затеях я узнаю из писем, приходящих в редакцию. Но мало что трогает. Однако последнее послание из музея архитектуры и быта меня зацепило.
Я бы хотел привести его в качестве примера для всех, кто занимается туризмом и ищет клиентов. По моим ощущениям, организацией досуга и познания национальной культуры в стране порой занимаются люди случайные (любители работы непыльной, пусть и не денежной) или, наоборот, кандидаты наук.
В «Дудутках», например, подходят к клиентам просто: заманивают чаркой и шкваркой, показывают диковинные вещицы и механизмы. Все в восторге! Ведь экспонаты дают трогать руками.
В строящемся под Плиссой новом туристическом комплексе, где будет реконструирован средневековый замок и сооружена этнографическая деревня, также собираются работать по современным технологиям турбизнеса — сперва предлагать гостям удобства (отель, питание), а затем развлечения и просвещение.
В музее архитектуры и быта в последние годы вроде бы научились брать клиента «за рога». В присланном письме четко указана стоимость билетов (для дошкольников бесплатно, для взрослых 8 тысяч рублей), программа празднества (мастер–класс по украшению веток вербы, освящение их в Покровской церкви XVIII века). Также обещают, что можно будет купить у народных мастеров сувениры и посетить корчму — за отдельную плату. А главное — указан маршрут: как добраться из города в этнографическую деревню. И приложен план местности. Так себя преподнести — целое искусство. После прочтения подробного приглашения у меня не осталось сомнений: надо ехать! Тем более что экскурсию предлагают на двух языках — белорусском и русском.
Конечно, приятно, когда журналистов вовремя информируют об интересном мероприятии. Но! Я не видел рекламы феста в метро, на улицах... А ведь проще простого распечатать маленькие информационные листки с программой, схемой проезда и раздать их в центре города, на самых оживленных станциях «подземки» (как это делают распространители косметики). Уверен, отбоя от посетителей не будет.
Как иначе жителю большого города узнать о фольклорном фесте, проходящем за МКАД? Если нужно согласовать уличные рекламные акции, не думаю, что с этим могут возникнуть проблемы — в Минкультуры и Мингорисполкоме работают современные и толковые люди.
Сегодня надо действовать креативно и эффективно. Иначе трудно будет реализовать намеченную до 2015 года программу Правительства: на 15 процентов увеличить посещаемость музеев.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Виталий ГИЛЬ