"Беларусьфильм" сбросил бремя ответственности за отечественное кино
27.03.2012 15:22
—
Новости Культуры
"Беларусьфильм" сбросил бремя ответственности за отечественное кино
Министерство культуры взялось за реализацию указа о господдержке кинематографии и уже объявило о проведении конкурса кинопроектов, претендующих на финансовую помощь.
Согласно указу № 567 "О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии" от 5 декабря 2011 года, проекты игровых фильмов могут претендовать на господдержку до 70% от стоимости производства, неигровые фильмы, анимация, фильмы для детей и юношества, а также дебютные и национальные фильмы — до 100% стоимости проекта.
Как сообщила 26 марта заместитель директора департамента по кинематографии Минкультуры Светлана Шитикова, отныне конкурс кинопроектов планируется проводить не реже одного раза в год. В этом году на его реализацию выделено около 10 млн долларов, приступить к кинопроизводству победители смогут не раньше осени.
С 26 апреля по 25 мая министерство будет принимать заявки от участников, которыми могут стать организации кинематографии, зарегистрированные в Беларуси, независимо от формы собственности. А следующие три месяца заявки будет рассматривать специальная комиссия, состоящая из видных деятелей киноискусства, представителей государственных и частных киностудий, а также специалистов из министерств культуры, информации и финансов.
По словам Шитиковой, заявки будут рассматриваться в два этапа. Сначала члены комиссии будут оценивать только художественное качество представленных проектов, а потом — обоснованность стоимости. Комиссия также будет обращать внимание на оригинальность идеи кинопроекта, его социальную значимость и влияние на создание положительного имиджа страны.
Один из членов комиссии, заведующая отделом экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси Антонина Карпилова посоветовала участникам при подаче заявок на участие в конкурсе представлять не только литературные сценарии, но и наметки стилистики будущего фильма или даже пробные съемки. "Когда перед нами лежит голый литературный текст, нам важно понять, что думает режиссер об образе будущего фильма", — пояснила Карпилова.
"Беларусьфильм" потеснят маленькие компании
До принятия указа № 567 частные компании не могли рассчитывать на господдержку. Тем не менее генеральный директор киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович сомневается, что частники захотят получить от государства максимальную сумму господдержки, поскольку будут стремиться "сохранить контрольный пакет" и возможность принимать важные решения в творческом процессе.
"Когда приходят продюсеры, они знают, сколько денег должны заплатить, у них распланированы кастинги, и они понимают, что при 70% финансирования часть творческого коллектива должна быть из Беларуси, а они этого не хотят", — пояснил Сильванович.
"Сейчас почти 85% запущенных на "Беларусьфильме" проектов — это фильмы совместного производства. Если мы входим в проект на 15%, прямым голосованием нам не выиграть в принципиальных вопросах. Легко входить во множество проектов с небольшими долями и получать от этого экономическую прибыль, но тогда непонятно, что ты делаешь для страны как объект культуры, — отметил гендиректор "Беларусьфильма". — Поэтому для нас крайне важным является подписание Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, которая гарантирует равновеликость прав в художественном процессе при совместном кинопроизводстве".
По мнению Сильвановича, конкурс кинопроектов является определенным шагом к подписанию Европейской конвенции и помогает определить реальный потенциал белорусского кинематографа: "Ведь мы вкладываемся в совместное производство не нашими декларациями, а реальным потенциалом — технологической базой, интеллектуальным уровнем специалистов, профессионализмом, национальными чертами характера (исполнительность, ответственность). Все это вселяет определенный оптимизм в то, что партнеры придут и будут заинтересованы в сотрудничестве".
Кроме того, глава "Беларусьфильма" считает, что конкурс кинопроектов дает возможность для самореализации молодым авторам. Он отметил, что и сам, как руководитель, предпочитает работать с дебютантами.
"Молодые режиссеры — это люди, которые совершают революцию. Их желание подавать новые идеи, научить нас снимать кино — это важный фактор для развития кинематографа Беларуси", — считает он.
По правилам конкурса, дебютанты могут получить господдержку до 100% от стоимости кинопроизводства, однако государство может профинансировать не более двух дебютов в год.
Глава телекомпании "Карамболь" Владимир Максимков полагает, что конкурс может стать для молодых авторов ступенью, которая поможет им "перейти в высшую лигу" и заняться производством большого кино. "Конкурс отнимает у молодых и дерзких отговорку, что им никто не помогает", — заметил он.
По его мнению, фестиваль альтернативного малобюджетного кино "КиноVarka", организатором которого является "Карамболь", показал, что в Беларуси есть "много мыслящих людей, которым для создания чего-то большого, возможно, как раз и не хватает бюджета или технического оснащения".
"Я не уверен, что с первого раза нас завалят великолепными идеями и сценариями. Думаю, на это уйдет два-три-четыре года", — считает телепродюсер.
Еще одной особенностью конкурса, по мнению Олега Сильвановича, является то, что в нём могут участвовать не только крупные киностудии, но и маленькие компании. Молодым режиссерам Сильванович и вовсе советует создавать небольшие творческие студии, которые могли бы претендовать на господдержку.
"Им не надо заботиться о производственной базе — ее может на выгодных условиях предоставить "Беларусьфильм". Развитие таких продюсерских студий, небольших компаний — это, наверное, перспектива ближайших двух лет в Беларуси. Студии могут создаваться даже для производства лишь одного проекта, что часто практикуется в Европе", — пояснил директор "Беларусьфильма".
К тому же, не без удовольствия заметил он, со вступлением в силу указа № 567 "Беларусьфильм" уже не отвечает за состояние белорусского кинематографа, поскольку перестает быть монополистом.
Согласно указу № 567 "О мерах по государственной поддержке и стимулированию развития кинематографии" от 5 декабря 2011 года, проекты игровых фильмов могут претендовать на господдержку до 70% от стоимости производства, неигровые фильмы, анимация, фильмы для детей и юношества, а также дебютные и национальные фильмы — до 100% стоимости проекта.
Как сообщила 26 марта заместитель директора департамента по кинематографии Минкультуры Светлана Шитикова, отныне конкурс кинопроектов планируется проводить не реже одного раза в год. В этом году на его реализацию выделено около 10 млн долларов, приступить к кинопроизводству победители смогут не раньше осени.
С 26 апреля по 25 мая министерство будет принимать заявки от участников, которыми могут стать организации кинематографии, зарегистрированные в Беларуси, независимо от формы собственности. А следующие три месяца заявки будет рассматривать специальная комиссия, состоящая из видных деятелей киноискусства, представителей государственных и частных киностудий, а также специалистов из министерств культуры, информации и финансов.
По словам Шитиковой, заявки будут рассматриваться в два этапа. Сначала члены комиссии будут оценивать только художественное качество представленных проектов, а потом — обоснованность стоимости. Комиссия также будет обращать внимание на оригинальность идеи кинопроекта, его социальную значимость и влияние на создание положительного имиджа страны.
Один из членов комиссии, заведующая отделом экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси Антонина Карпилова посоветовала участникам при подаче заявок на участие в конкурсе представлять не только литературные сценарии, но и наметки стилистики будущего фильма или даже пробные съемки. "Когда перед нами лежит голый литературный текст, нам важно понять, что думает режиссер об образе будущего фильма", — пояснила Карпилова.
"Беларусьфильм" потеснят маленькие компании
До принятия указа № 567 частные компании не могли рассчитывать на господдержку. Тем не менее генеральный директор киностудии "Беларусьфильм" Олег Сильванович сомневается, что частники захотят получить от государства максимальную сумму господдержки, поскольку будут стремиться "сохранить контрольный пакет" и возможность принимать важные решения в творческом процессе.
"Когда приходят продюсеры, они знают, сколько денег должны заплатить, у них распланированы кастинги, и они понимают, что при 70% финансирования часть творческого коллектива должна быть из Беларуси, а они этого не хотят", — пояснил Сильванович.
"Сейчас почти 85% запущенных на "Беларусьфильме" проектов — это фильмы совместного производства. Если мы входим в проект на 15%, прямым голосованием нам не выиграть в принципиальных вопросах. Легко входить во множество проектов с небольшими долями и получать от этого экономическую прибыль, но тогда непонятно, что ты делаешь для страны как объект культуры, — отметил гендиректор "Беларусьфильма". — Поэтому для нас крайне важным является подписание Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, которая гарантирует равновеликость прав в художественном процессе при совместном кинопроизводстве".
По мнению Сильвановича, конкурс кинопроектов является определенным шагом к подписанию Европейской конвенции и помогает определить реальный потенциал белорусского кинематографа: "Ведь мы вкладываемся в совместное производство не нашими декларациями, а реальным потенциалом — технологической базой, интеллектуальным уровнем специалистов, профессионализмом, национальными чертами характера (исполнительность, ответственность). Все это вселяет определенный оптимизм в то, что партнеры придут и будут заинтересованы в сотрудничестве".
Кроме того, глава "Беларусьфильма" считает, что конкурс кинопроектов дает возможность для самореализации молодым авторам. Он отметил, что и сам, как руководитель, предпочитает работать с дебютантами.
"Молодые режиссеры — это люди, которые совершают революцию. Их желание подавать новые идеи, научить нас снимать кино — это важный фактор для развития кинематографа Беларуси", — считает он.
По правилам конкурса, дебютанты могут получить господдержку до 100% от стоимости кинопроизводства, однако государство может профинансировать не более двух дебютов в год.
Глава телекомпании "Карамболь" Владимир Максимков полагает, что конкурс может стать для молодых авторов ступенью, которая поможет им "перейти в высшую лигу" и заняться производством большого кино. "Конкурс отнимает у молодых и дерзких отговорку, что им никто не помогает", — заметил он.
По его мнению, фестиваль альтернативного малобюджетного кино "КиноVarka", организатором которого является "Карамболь", показал, что в Беларуси есть "много мыслящих людей, которым для создания чего-то большого, возможно, как раз и не хватает бюджета или технического оснащения".
"Я не уверен, что с первого раза нас завалят великолепными идеями и сценариями. Думаю, на это уйдет два-три-четыре года", — считает телепродюсер.
Еще одной особенностью конкурса, по мнению Олега Сильвановича, является то, что в нём могут участвовать не только крупные киностудии, но и маленькие компании. Молодым режиссерам Сильванович и вовсе советует создавать небольшие творческие студии, которые могли бы претендовать на господдержку.
"Им не надо заботиться о производственной базе — ее может на выгодных условиях предоставить "Беларусьфильм". Развитие таких продюсерских студий, небольших компаний — это, наверное, перспектива ближайших двух лет в Беларуси. Студии могут создаваться даже для производства лишь одного проекта, что часто практикуется в Европе", — пояснил директор "Беларусьфильма".
К тому же, не без удовольствия заметил он, со вступлением в силу указа № 567 "Беларусьфильм" уже не отвечает за состояние белорусского кинематографа, поскольку перестает быть монополистом.