Каким будет гродненский кукольный театр после реконструкции
14.03.2012 12:47
—
Новости Культуры
Каким будет гродненский кукольный театр после реконструкции
Гродненский театр кукол. Фото6 Вечерний Гродно
Дебаты актеров и архитекторов продолжаются. Архитекторы решили обсудить с актерами театра кукол, каким станет старейшее театральное здание после реконструкции.
Встреча прошла в институте "Гродногражданпроект" на прошлой неделе. Беседа была долгой и довольно напряженной. Коллектив настаивает на том, что реконструкция должна сохранить дух старины и не нарушить акустику, что это не типовой, а уникальный проект, и подходы должны быть соответствующими. Архитекторы соглашаются, но основывают работу на рекомендациях специалистов МЧС и санслужб.
Акустика и освещение
Владимир Шаповалов, главный архитектор проекта реконструкции и технического переоснащения театра кукол, рассказал, что отделку в зрительном зале собираются сделать из гипсокартона "Кнауф" по противопожарным соображениям, пол планируют с подогревом, покрытый ковролином. Акустический расчет проведут специалисты производственного комбината "Гроднотеамонтаж". С помощью специального оборудования они определят, каким составом можно покрыть гипсокартон для лучшей акустики. Для освещения зала будут установлены осветительные ложи на 2 и 3 ярусах, свето- и звукопроекционные.
Олег Жюгжда, главный режиссер театра: "Хотелось бы воссоздать те элементы в зрительном зале (отделка штукатуркой, паркетный пол), которые позволят максимально сохранить ту акустику, что мы имели. Мы работаем в основном с живым звуком, и у нас уже есть пример реконструкции театра оперы и балета, где современные материалы катастрофически повлияли на акустику: сидишь в первом ряду и ничего не слышишь. Зачем нам рисковать? В отношении света: над сценой необходим выносной софит с четырьмя лебедками — это конструктивный элемент, он используется во многих театрах. А вы говорите — нельзя. Пушка дает плоский свет, а выносной софит — рисующий. Я 30 лет работаю в театре и знаю, как объемно освещать куклу".
Мнение специалиста
По словам главного инженера ОАО "Гроднотеамонтаж" Виталия Антропова, акустический расчет для театра кукол уже проведен. Так, отделку зрительного зала нужно выполнить из двойного гипсокартона, а на полу должен лежать паркет. Если у заказчика есть сомнения по поводу акустики, он может отправить свой расчет на экспертизу в Минск.
Владимир Шаповалов, главный архитектор проекта реконструкции и технического переоснащения театра кукол, рассказал, что отделку в зрительном зале собираются сделать из гипсокартона "Кнауф" по противопожарным соображениям, пол планируют с подогревом, покрытый ковролином. Акустический расчет проведут специалисты производственного комбината "Гроднотеамонтаж". С помощью специального оборудования они определят, каким составом можно покрыть гипсокартон для лучшей акустики. Для освещения зала будут установлены осветительные ложи на 2 и 3 ярусах, свето- и звукопроекционные.
Олег Жюгжда, главный режиссер театра: "Хотелось бы воссоздать те элементы в зрительном зале (отделка штукатуркой, паркетный пол), которые позволят максимально сохранить ту акустику, что мы имели. Мы работаем в основном с живым звуком, и у нас уже есть пример реконструкции театра оперы и балета, где современные материалы катастрофически повлияли на акустику: сидишь в первом ряду и ничего не слышишь. Зачем нам рисковать? В отношении света: над сценой необходим выносной софит с четырьмя лебедками — это конструктивный элемент, он используется во многих театрах. А вы говорите — нельзя. Пушка дает плоский свет, а выносной софит — рисующий. Я 30 лет работаю в театре и знаю, как объемно освещать куклу".
Мнение специалиста
По словам главного инженера ОАО "Гроднотеамонтаж" Виталия Антропова, акустический расчет для театра кукол уже проведен. Так, отделку зрительного зала нужно выполнить из двойного гипсокартона, а на полу должен лежать паркет. Если у заказчика есть сомнения по поводу акустики, он может отправить свой расчет на экспертизу в Минск.
Оркестровая яма
Оркестровая яма, как призрак прошлого, возвращает нас во времена живого звука, когда спектакли шли не под фонограмму, а с участием оркестров. В репертуаре театра кукол такие постановки идут до сих пор и всегда вызывают аншлаг.
Владимир Шаповалов: "Оркестровой ямы как таковой не будет, в ней проведут вентиляцию. Использовать ее в таком виде, как сейчас, по пожарным нормам категорически нельзя: должны быть пути эвакуации под сценой, нужно пространство для устройства механизмов, высоты в 1,6 м для всего этого не хватает. Правда, можно оставить саму конфигурацию ямы: оркестр будет просто заходить за загородку, но тогда вы потеряете один ряд для зрителей".
Олег Жюгжда: "Оркестровая яма нужна, и не только для оркестра: она позволяет максимально механизировать сцену. У нас работало несколько подъемников на сцене, был люк-провал, направляющий круг. Тем более что "Теамонтаж" делал разработки подъемников в яме, где сцена опускается тремя частями. Давайте еще раз встретимся с разработчиками".
Оркестровая яма, как призрак прошлого, возвращает нас во времена живого звука, когда спектакли шли не под фонограмму, а с участием оркестров. В репертуаре театра кукол такие постановки идут до сих пор и всегда вызывают аншлаг.
Владимир Шаповалов: "Оркестровой ямы как таковой не будет, в ней проведут вентиляцию. Использовать ее в таком виде, как сейчас, по пожарным нормам категорически нельзя: должны быть пути эвакуации под сценой, нужно пространство для устройства механизмов, высоты в 1,6 м для всего этого не хватает. Правда, можно оставить саму конфигурацию ямы: оркестр будет просто заходить за загородку, но тогда вы потеряете один ряд для зрителей".
Олег Жюгжда: "Оркестровая яма нужна, и не только для оркестра: она позволяет максимально механизировать сцену. У нас работало несколько подъемников на сцене, был люк-провал, направляющий круг. Тем более что "Теамонтаж" делал разработки подъемников в яме, где сцена опускается тремя частями. Давайте еще раз встретимся с разработчиками".
Малый зал
Малого зала для камерных спектаклей в старом театре не было, в новом, похоже, тоже не будет. Но так хотелось…
Олег Жюгжда: "В нашем репертуаре есть камерные спектакли, такие как "Пиковая дама" и "Макбет". Эти постановки рассчитаны на маленькое число зрителей, не больше 60 человек. На большой сцене вся прелесть таких спектаклей теряется".
Актеры предлагают устроить малый зал вместо фойе, пожарные против: нужно обеспечить безопасность на случай пожара.
Владимир Шаповалов: "Я не знаю, как решить проблему с малым залом. Пока по нашим разработкам это только фойе. Чтобы поставить там передвижные сидения для зрителей, необходимо обеспечить пути эвакуации, дымоудаление из кулуаров, которые в данном помещении сделать нельзя".
Малого зала для камерных спектаклей в старом театре не было, в новом, похоже, тоже не будет. Но так хотелось…
Олег Жюгжда: "В нашем репертуаре есть камерные спектакли, такие как "Пиковая дама" и "Макбет". Эти постановки рассчитаны на маленькое число зрителей, не больше 60 человек. На большой сцене вся прелесть таких спектаклей теряется".
Актеры предлагают устроить малый зал вместо фойе, пожарные против: нужно обеспечить безопасность на случай пожара.
Владимир Шаповалов: "Я не знаю, как решить проблему с малым залом. Пока по нашим разработкам это только фойе. Чтобы поставить там передвижные сидения для зрителей, необходимо обеспечить пути эвакуации, дымоудаление из кулуаров, которые в данном помещении сделать нельзя".
Каким будет театр кукол после реконструкции
Внешний вид здания останется прежним. Архитекторы добавят только аутентичные элементы, которые были утрачены. Так, над входом в театр восстановят две башни, на одном из фасадов здания появится четыре круглых окна. Зрительный зал сохранит свой облик: ограждениям балконов и лестниц, колоннам с капителями оставят прежний, "кукольный" вид. Вместимость зала станет немного меньше: число кресел сократится с 300 до 245.
Небольшую перепланировку сделают только в подсобных помещениях, расположенных в пристройках театра, в соответствии с современными противопожарными нормами. Для того чтобы разгрузить помещения театра от административных и хозяйственных кабинетов, к нему уже пристраивают отдельное здание. В театре разместят гримерные для артистов, студию звукозаписи и кафе.
Внешний вид здания останется прежним. Архитекторы добавят только аутентичные элементы, которые были утрачены. Так, над входом в театр восстановят две башни, на одном из фасадов здания появится четыре круглых окна. Зрительный зал сохранит свой облик: ограждениям балконов и лестниц, колоннам с капителями оставят прежний, "кукольный" вид. Вместимость зала станет немного меньше: число кресел сократится с 300 до 245.
Небольшую перепланировку сделают только в подсобных помещениях, расположенных в пристройках театра, в соответствии с современными противопожарными нормами. Для того чтобы разгрузить помещения театра от административных и хозяйственных кабинетов, к нему уже пристраивают отдельное здание. В театре разместят гримерные для артистов, студию звукозаписи и кафе.
На месте кабинета директора появится музей
После реконструкции наконец-то откроется музей театра кукол. Он разместится в бывшем кабинете директора. Посетители смогут увидеть куклы в том числе и из спектаклей первого главного режиссера Сергея Юркевича и первого художника Леонида Быкова. Кроме того, в музее будут представлены костюмы актеров, фотографии спектаклей, макеты, старые афиши и программки спектаклей, которые уже не идут.
После реконструкции наконец-то откроется музей театра кукол. Он разместится в бывшем кабинете директора. Посетители смогут увидеть куклы в том числе и из спектаклей первого главного режиссера Сергея Юркевича и первого художника Леонида Быкова. Кроме того, в музее будут представлены костюмы актеров, фотографии спектаклей, макеты, старые афиши и программки спектаклей, которые уже не идут.
Справка "ВГ"
На реконструкцию здания выделено около 20 миллиардов белорусских рублей. Планируется, что обновленный театр кукол начнет работу в конце 2012 года.
На реконструкцию здания выделено около 20 миллиардов белорусских рублей. Планируется, что обновленный театр кукол начнет работу в конце 2012 года.