«Такой арены в мире нет!»

Источник материала:  
ЭТА ТВОРЧЕСКАЯ «кухня» совсем не похожа на театральную, знакомую мне довольно хорошо, чтобы сравнивать. Движение за кулисами здесь начинается не раньше чем за час до представления. Мертвая тишина в кулуарах цирка может несколько насторожить несведущего человека. До представления — меньше часа, а в просторных фойе и коридорах, выполненных в стиле сталинского ампира с лепниной на потолках, которая украшена сусальным золотом, только-только начинают загораться шикарные хрустальные люстры. Состоится ли шоу? Обязательно! Еще минут тридцать — и здесь зазвучат фанфары, зал наполнится детским смехом, музыкой, весельем. И на арену выйдут артисты.

Лед меняем на... паркет

— Глобальное, как я это называю, оживление за кулисами случается в цирке непосредственно перед премьерой программы, — обезоруживает прямо у дверей черного хода наш гид Татьяна Уласик, ведущий специалист рекламно-гастрольного отдела Белгосцирка. — Представление готово, номера связаны между собой и отрепетированы. И все работает как часы — единый большой механизм. Артист знает, в какое время начинать гримироваться, когда будут готовы животные. Осветители, звукорежиссеры, музыканты... Все действуют согласованно, по единому сценарию. Поэтому пока закулисье цирка в вашем распоряжении.

«Настоящая удача»! — порадовалась я, ведь в качестве привилегированного зрителя в обновленном здании мне удалось побывать впервые. К слову, реконструкция в  Белгосцирке началась в сентябре 2008 года. А вновь свои двери для зрителей распахнул он только прошлой зимой — в декабре 2010-го. Помню, как за несколько месяцев до долгожданного новоселья в эксклюзивном интервью о грандиозных работах рассказывала мне его директор — художественный руководитель народная артистка Беларуси Татьяна Бондарчук. Тогда Татьяна Николаевна увлеченно говорила о реконструкции, утвержденном проекте интерьера. «В цирке воцарится такая же красота, как и в оперном театре!» — тогда заключила я сама для себя. И не ошиблась.

Интерьер выдержан в стиле 50-х годов прошлого века. Хотя в фойе сохранены классические элементы архитектуры (здание построено в 1959 году), появились внутри и нотки дворцового декора. Много хрусталя, бронзы, позолоченная лепнина, яркие ковры, росписи стен, эффектные барельефы.

Зрительный зал оформлен в изумрудно-зеленой палитре, ступеньки, ведущие на верхние ряды, подсвечены бегущими огоньками. Под куполом — современные технические приспособления для исполнения самых сложных полетов воздушных гимнастов. А сама арена — и вовсе целая «история». Манеж в Белгосцирке состоит из четырех (!) платформ — основной, паркетной, ледяной и электронной, эстрадной. Благодаря мощной системе так называемой нижней механизации возможно буквально за время антракта, без особых усилий, автоматически лед заменить на паркет.

Под одной крышей и дом, и работа

— Реконструкция поменяла «прописку» оркестра цирка: теперь он перемещен на противоположную сторону и располагается над цирковым занавесом у входа на арену. А на месте бывшей оркестровой ложи теперь три вип-ложи. Это все видит обычный зритель. А теперь посмотрим, что скрыто от его глаз, — продолжает экскурсию Татьяна. Мы попадаем на репетиционный манеж. По всем характеристикам он такой же, как и главная арена. А в чем преимущество? Артисты могут готовиться к номеру прямо во время представления. Сам манеж — в центре круглой семиэтажной пристройки, где расположены комфортабельные номера для приезжих артистов. Кроме гримерных, имеются и балетный зал, и склад для хранения декораций.

— Условия для артистов и животных здесь, конечно, выше всяких похвал, — подключается к нам артист Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре дрессировщик Нугзар Местоев. — Я видел цирк до реконструкции, работал в шапито, который располагался вблизи Национальной библиотеки. А когда приехал в обновленный — был приятно удивлен: реставрация потрясающая.

Визит в Белгосцирк значим для Нугзара еще и потому, что именно в Минске состоялся его дебют с номером «Дрессированный орангутанг». Много лет Местоев работает в команде талантливого дрессировщика народного артиста России Азиза Аскаряна.

— В Беларуси принимают нас особенно тепло, — говорит Азиз Михайлович. — Я не раз работал в вашей стране, но в обновленном здании цирка — впервые. Условия здесь шикарные, что для артистов, что для животных. Равных белорусскому цирку в мире нет! Поверьте, я много где был...

«Хотим сюда еще!»

До начала представления оставалось совсем немного, и мы направились в фойе, чтобы пообщаться с маленькими зрителями. А там вовсю бурлил праздник — сладкая вата, воздушные шары. Дети с удовольствием фотографировались с орангутангом Лолой (из номера Нугзара Местоева).

Пятилетний Артем Жук первый раз пришел в цирк. На представление мальчика привезли из Осиповичей мама Анастасия и папа Александр. Трехлетняя Милана Стрижак рассматривала огромные манекены клоунов. Приехала она в Минск из Витебска с мамой Олесей. А шестилетние минчане Ярослав и Виктория Коробовы пришли в цирк с бабушкой Ириной.

— Хотим сюда еще! — наперебой кричала ребятня, давая первое в жизни интервью.

К слову, билеты в цирк всегда раскупаются (зал вмещает более 1,5 тысячи зрителей). Выходные и каникулы — время, когда дети приезжают организованными группами.

До начала представления оставались считаные минуты. Зазвучала музыка — цирковой марш — эту мелодию ни с чем не спутаешь! На арене в секунду появились танцоры, ведущий, артисты. В свете софитов они казались невероятно красивыми.

Представление началось...

Напомним, что...

C 4 февраля в Белгосцирке стартовал совместный проект Московского цирка Никулина и Национального цирка Кубы. В программе — дрессированные обезьяны (орангутанги и шимпанзе), таксы, лошади, а также акробаты на подкидных досках, скакалках, эквилибристы на стульях, низкий канат на пуантах.

Татьяна УСКОВА, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

←И печь, и красный угол

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика